«Отрочество Богоматери» - это картина Франциско де Сурбарана 1658–1660 годов, находящаяся сейчас в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Обычная испанская девочка является на самом деле прообразом юной Богоматери. А прототипом портрета выступила дочь художника.
О художнике
Франсиско де Сурбаран (крещенный 7 ноября 1598 года - 27 августа 1664 года) - испанский художник, известный своими религиозными картинами, изображающими монахов, монахинь и мучеников, а также натюрмортами. Сурбаран получил прозвище «Испанский Караваджо» благодаря мощному и реалистичному использованию кьяроскуро. Это художник своеобразный, глубоко самобытный, творчество которого всеми корнями связано с Испанией. Литературные вкусы художника формировались под влиянием испанского средневекового искусства, картин и гравюр старых мастеров. Картины Сурбарана, как правило, монументальны, измеряются композиционным ритмом и звучностью цвета. Описывая на своих полотнах библейские сюжеты, Сурбаран стремится быть подлинным и неотразимым, а вдохновение черпает из самой жизни.
Религиозные картины Сурбарана
Свою репутацию художника он впервые реализовал, выполнив большой заказ от настоятеля доминиканского монастыря Сан-Пабло-эль-Реаль в Севилье. 17 января 1626 года Сурбаран подписал с ним договор, согласившись создать 21 картину в течение 8 месяцев. Четырнадцать из них изображали жизнь святого Доминика, другие представляли святого Бонавентуру, святого Фому Аквинского, святого Доминика и четырех служащих Церкви. Этот заказ предшествовал другим значимым работам художника. 29 августа 1628 года мурседарцы Севильи поручили Сурбарану создать еще 22 картины для их монастыря. В 1629 году старейшины Севильи пригласили Сурбарана навсегда переехать в город: картины художника приобрели огромную известность и, своим приглашением, жители хотели популяризовать свой город. Он принял приглашение и переехал в Севилью со своей женой Беатрис де Моралес, тремя детьми от первого брака и восемью слугами.
Памятник Сурбарану в Севилье и его автопортрет
К 1630 году Сурбаран был назначен художником Филиппа IV. Сохранилась интересная история: однажды король положил руку на плечо художника, сказав: «Живописец королю, королю живописцев».
Одним из значимых религиозных работ Сурбарана является картина «Отрочество Богоматери».
«Отрочество Богоматери»
Эрмитажное «Отрочество Богоматери» («Отрочество Мадонны») датируют концом 1650-х—1660-ми годами. Это поздний период творчества художника. Главный куратор департамента живописи Лувра Жанин Батикль высказала предположение, что моделью для Девы Марии послужила дочь Сурбарана Мануэла.
Зритель видит на картине девочку, сидящей на деревянном стуле в процессе молитвы. Ее детское круглое лицо с широко раскрытыми и необычайно глубокими глазами очаровывает и гипнотизирует всех смотрящих на нее. Несомненно, глаза героини - главный акцент картины. Они не по-детски серьезные и исключительно одухотворенные. Силуэт девочки идеально вписывается в формат картины, композиция четко выверена, драпировки одежды тщательно проработаны, а акссесуары сведены к минимуму. Девочка одета в красное платье, на коленях у нее - зеленая подушечка и белый платок. Волосы героини аккуратно уложены, щечки покрыты легким румянцем. Это лицо очень складное, нежное и аккуратное. Тонкие белвые ручки девочки сложены в молитвенный жест. Запястье и горловину наряда украшает золотисный ювелирный орнамент. Мастер монументальных форм, Сурбаран блестяще обработал детали. На первый взгляд, это действительно милая испанская девочка. Но есть в ней что-то неземное, волшебное. Трогательная кротость, с которой она устремила свой взгляд в небо, и лицо, озаренное светом, говорят об ее избранности и покорности предстоящим испытаниям. Свет играет здесь действительно доминантную роль: важны и искры в глазах, и лицо, озаренное светом, и изображенный нимб вокруг головы девочки (тонкое и нежное свечение). Все эти лучи божественного света указывают именно на девочку, они подсказывают - она избранная среди других дев.
Сюжет на картине, известный так же как «Юность Марии», взят художником не из Евангелия, а заимствован из апокрифических «Протоевангелия Иакова» (глава X) и «Евангелия Псевдо-Матфея» (глава VI).
Мария была предметом удивления для всего народа. В три года она ходила степенно и так всецело отдавалась восхвалению Господа, что все изумлялись и восхищались. Она не походила на младенца, а казалась уже взрослой и исполненной лет, — с таким прилежанием и постоянством она возносила моления. Лицо Её блистало, словно снег, и с трудом можно было смотреть на него. Она прилежно занималась рукодельными работами по шерсти, и все, чего взрослые женщины не могли сделать, Она показывала им, будучи ещё в таком нежном возрасте. Она поставила себе за правило предаваться молитве с утра до трех часов и заниматься ручными работами с трех часов до девяти (Евангелие Псевдо-Матфея. Гл. VI.)
Образ Богоматери в отрочестве получился поистине чистым, невинным. Интересно, что в 1985 году Министерством связи СССР была выпущена почтовая марка с репродукцией этой картины, номинал марки — 4 копейки (No 5597 по каталогу ЦФА).
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/080320/45662/
Комментариев нет:
Отправить комментарий