Почему картину Питера Брейгеля «Притча о слепых» называют медицинским справочником





Питер Брейгель Старший оставил миру искусству не только плеяду талантливых наследников-живописцев, но и мастерские полотна с тщательным изображением деталей и... скрытыми поразительными данными. Одна из его картины помимо своего великолепного сюжета, скрывает медицинские данные. Это «Притча о слепых», посвященная трагическим судьбам людей.

О картине
«Притча о слепых» - картина нидерландского художника периода ренессанса Питера Брейгеля Старшего, выполненная в 1568 году. Художник родился в Брабанте (в селении Брейгель, подарившему ему имя) между 1525 и 1530 годами. Питер Брейгель Старший основал целую династию художников. Живописцами были его сыновья (Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший), а также внуки и правнуки.




«Притча о слепых» - живописное воплощение к речению Христа: «Если слепой ведет слепого, оба упадут в яму» (Матф. 15:14). Безусловно, художник Ренессанса создал это полотно не с целью передать свои знания о человеческой слепоте. В данном контексте физическая слепота является метафорой духовной слепоты или внутреннюю слепоту к истинной религии. Слепые из картины Брейгеля соотносятся со слепыми из Библии (Христос видел в фарисеях «слепых вождей слепых»). У Брейгеля на картине виновных нет, но все обречены на падение, потому что они потеряли истинное послание Христа.

В этом случае описание Брейгеля очень буквально, так как лидер шествия из шести слепых упал в канаву и, похоже, утащит своих товарищей за собой. Брейгель визуально выражает слова Христа в этом поистине трагическом образе. Но есть и проблеск надежды: несмотря на духовную слепоту, за героями стоит сильная и крепкая церковь, представляющая веру, которая дает истинное видение. Слепые были частыми «гостями» на полотнах Брейгеля, предметом особого очарования для него («Битва Масленицы и Поста», «Проповедь Иоанна Крестителя»). И что важно: отношение художника к ним сочувственно, ни на минуту не покровительственно.





Герои и сюжет
Что зритель видит на картине? Картина представляет 6 слепцов, держащих друг друга за руку или за палку. Все они направляются к ручью, в который уже падает первый слепой. На другой стороне видна деревня и церковь. Четыре героя из шести высоко держат головы, чтобы лучше использовать остальные органы чувств. Диагональная композиция картины усиливает движение шести фигур и добавляет работе динамизма. Ведущий группы уже упал на спину в канаву, и, поскольку все они держатся за руки и за свои посохи, «руководитель» группы потащит в яму всех ведомых за собой спутников. Палитра, состоящая в основном из серого, зеленого, коричневого, зеленого, темно-красного и черного, создает строгий и даже несколько мрачный тон. Выбор палитры можно объяснить двумя факторами.

Во-первых, картина была написана всего за год до смерти художника. Болезни и нагнетающая политическая обстановка сыграли свою роль (последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого руководителем контрреформации Альбой). Во-вторых, сама тематика картины (безнадежность и духовная слепота) предполагает мрачный тон. Сюжет четко отделен от ландшафта: зеленые равнины и явно фламандский пейзаж. Лица и тела слепых, а также второстепенные детали, в том числе и церковь, изображены исключительно подробно (это в духе Питеря Брейгеля, каждая работа которого является тщательной детализированной композицией).






Точный медицинский диагноз Брейгеля
Вследствие проведенных исследований оказалось, что картина скрывает поразительные секреты. Оказывается, Питер Брейгель Старший был не только искуссным живописцем. «Притча о слепых» является точным изображением клинических видов слепоты.

Так, у одного из людей на роговице было найдено бельмо в виде белого пятна - симптом того, что современный врач назвал бы лейкомой. Другой слепец уставился в небо: он страдает от атрофии глазных яблок - еще одной известной ныне причины слепоты.

Диагноз третьего персонажа - энуклеация орбит: возможно, его глаза были травмированы во время драки.
У другого персонажа удалены глаза вместе с веками.

Пятый герой имеет слепоту, лишенную светового восприятия либо фотофобию (повышенную болезненную чувствительность к свету; светобоязнь).

Шестой персонаж имеет пузырчатку или буллезный пемфигоид.




В ранних картинах той эпохи слепые обычно изображались с закрытыми глазами. Здесь Брейгель дает каждому человеку различное глазное заболевание, изображенное с медицинской реалистичностью. Именно эта точность и позволила экспертам идентифицировать их диагнозы. Подобное внимание к физическим проявлениям болезни своих героев - не исключение в творчестве Брейгеля. Во многих работах зрители могут увидеть хромых, увечных людей, изображенных с такой поразительной точностью, что любой врач сможет продиагностировать ситуацию по картине.
Это произведение Брейгеля многими считается шедевром за его тщательное внимание к деталям и преднамеренную диагональную композицию, которая подчеркивает растерянность героев и потерю баланса слепых. В ряду многих искусствоведов бытует мнение, что герои картины Брейгеля не только слепы, но и немы. Иначе чем можно объяснить тот факт, что они не смогли предупредить друг друга о предстоящем падении? Фризоподобная процессия шести фигур достигает своего кульминационного момента в эмоциях и испуганном выражении второго героя, единственное лицо которого повернуто к зрителю.




Подобные работы: Доменико Фетти / Себастьян Вранкс

Чем же объясняются такие знания в медицине у художника XVI века? История гласит о ярком прогрессе в медицине XVI столетия. Но точность в изображении клинической слепоты у Брейгеля не соотносится с эпохой, поскольку в то время слепота была довольно мало изучена. Ее обычно приписывали действию губительных паров, поднимающихся из желудка и поражающих центр зрения. Где именно Брейгель смог собрать медицинские данные и столь точно изобразить глазные заболевания, останется неизвестным. Однако это не умаляет ценности полотна, а, напротив, подогревает еще больший интерес к искусству Питера Брейгеля.

К концу своей короткой жизни Брейгель начал прилагать огромные усилия для изучения живописной идеи падающей фигуры. Эти исследования достигли высшей точки в картине «Притча о слепых», в которой единство формы, композиции, содержания и выражения делает его значительным вкладом в европейскую живопись. Это одна из величайших картин эпохи Возрождения в ее мастерском проявлении новозаветной притчи.



Копия работы, выполненная Питером Брейгелем Младшим, примерно 1616 год
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/300320/45938/

Комментариев нет:

Отправить комментарий