Как красавица с картины покорила Париж, устроив грандиозный скандал: Варвара Римская-Корсакова



Франц Ксавер Винтерхальтер был немецким художником, известным своими лестными портретами королевской семьи и общества высшего класса в середине XIX века. Имя мастера ассоциировалось с модным придворным портретом. Среди самых известных работ выделяется портрет скандальной красавицы - «Портрет Римской-Корсаковой». Этой даме с картины Винтерхальтера удалось покорить Париж. Но почему же ее называют скандальной?

О художнике
Франц Ксавер Винтерхальтер, несомненно, мастер своего дела. Он стал богатым и знаменитым благодаря покровительству со стороны королевской семьи. Но некоторые искусствоведы считают, что его работа была претенциозной и поверхностной из-за стремления к популярности и богатству. Винтерхальтер был чрезвычайно плодовитым художником и к тому же фаворитом королевы Виктории. Королева наняла Чарльза Бертона Барбера, чтобы рисовать ее собак, лошадей и детей, а Винтерхальтера - чтобы написать ее портрет. Он написал более 120 работ для королевы и ее семьи!



Чем же он заслужил такую популярность среди членов королевской семьи? И почему так много работ Винтерхальтера выставлено в музеях по всему миру, и совсем небольшое количество сохраняется потомками предков королевской семьи? Ответ есть: Винтерхальтер создавал образы, которые его модели желали видеть.



портрет княгини Л. И. Витгенштейн, 1843
Он был не только искусен в создании идеальной композиции со своими моделями, но и был виртуозом в искусстве передачи фактур тканей, меха и украшений, которым он уделял не меньше внимания, чем лицу. Винтерхальтер писал очень быстро, часто и очень бегло, создавая большинство своих композиций прямо на холсте без подготовительных эскизов. Его портреты изящны, изысканны, реалистичны и очень идеализированы. Вот почему он был популярен среди членов королевской семьи - они часто были не очень красивы или даже прекрасны. А Винтерхальтер мог нарисовать их так, что они становились великолепно красивыми и прелестными!



Винтерхальтер создавал сюжеты, чтобы рассказать историю героев, часто демонстрируя через реквизит достоинства, достижения или интересы моделей (и это еще одна причина того, почему художник был популярен и пользовался спросом). Вполне вероятно, именно поэтому его картины висят в музеях, а не в частных особняках. Королевские представители были очень даже не против того, чтобы их портреты (на которых они изображены такими, какими они хотели быть, а не такими, какими они были на самом деле) лицезрело максимальное количество людей.





Портрет прекрасной дамы
Одним из самых прекрасных работ Винтерхальтера был «Портрет Варвары Римской-Корсаковой» (1864). С картины на толпы любопытных посетителей парижского Музея Орсе смотрит гордая молодая дама - невероятно обворожительная особа, закутанная в полупрозрачную накидку. Это портрет русской аристократки Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой (в девичестве Мергассовой). Франц Винтерхальтер писал прелестницу дважды. Второй портрет находится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого.



Портреты Римской-Корсаковой
Обратим внимание на отсутствие лишних декораций и украшений в первом портрете. Варвара Дмитриевна справедливо считала, что ее естественной красоте драгоценности и украшения ни к чему. На портрете Римская-Корсакова не просто красива, она ослепительно прекрасна. Сама Корсакова нежно любила этот портрет, который украшал обложку ее дневника. Очень любопытен эпиграф ее книги: «Лишения и печали мне указали Бога, а счастье заставило познать Его». И можно лишь предполагать, какой смысл вложен в это тайное послание.




Варвара Римская-Корсакова
Варвара Дмитриевна происходила из богатой и знатной семьи. В 16 лет стала женой русского аристократа - Николая Римского-Корсакова, в семье которого было много военачальников, политиков и государственных деятелей. Свадьба Николая и Варвары состоялась 20 мая 1850 года. Первенец молодоженов, если верить существующим документам, родился через три месяца после свадьбы, в августе того же года. Николаю тогда минуло 20 лет, а Варваре было 16. В 1853 году у супругов родился второй ребенок — сын Николай, через два года — Дмитрий. Интересно, что по желанию Льва Толстого Варвара и Николай Римские-Корсаковы под фамилией Корсунских попали в знаменитый роман «Анна Каренина». В браке Варвара Дмитриевна расцветала нежным цветком, наслаждаясь своей красотой. Она шила себе эффектные наряды — бархат, шелк, украшения. Даже наличие троих детей не изменило внешности, а, напротив, добавила ей очарования.
Лев Толстой так описывает в романе своих героев: «С кем мы не знакомы? Мы с женой как белые волки, нас все знают», — говорил Егорушка Корсунский Анне Карениной, приглашая ее на вальс. Толстой описывает его не без иронии — «лучший кавалер, главный кавалер по бальной иерархии, знаменитый дирижер балов, церемониймейстер, женатый, красивый и статный мужчина». И прибавляет: «Там была до невозможного обнаженная красавица Лиди, жена Корсунского...». И описание это до боли истинное и даже пророческое.
Брак Николая и Варвары продлился недолго. После развода Римская-Корсакова переехала в Париж, где она довольно быстро освоилась в качестве светской дамы и где ее стали называть «Венерой из Тартара».

Великий скандал
Обладая роскошной естественной красотой, Варвара Дмитриевна не стеснялась ее активно демонстрировать, что однажды привело к громкому скандалу. Варвара Дмитриевна была приглашена на зимний бал в Париже в 1863 году, куда решила прийти в провокационном наряде. Она была одета в платье, состоящее из одной только шифоновой ткани. Это был очень прозрачный наряд в стиле жрицы Танит (героиня романа Саламбо Гюстава Флобера, который был крайне популярен в 1862 году).



Естественно, великолепный гармоничный силуэт Римской-Корсаковой был откровенным, гости были шокированы. Императрицу Евгению (которая, кстати, имела славу законодательницы мод) настолько возмутил наряд Варвары Дмитриевны, что та велела вывести ее из зала. Скандал был грандиозным. Нагота аристократки буквально высмеяла утонченную моду и претенциозные манеры того времени, которая утверждала своими роскошными нарядами сама императрица Евгения.



Императрица Евгения в окружении фрейлин
Впоследствии Римская-Корсакова так отзывалась о произошедшем: «Я свободна и независима. Мои ошибки - это мои ошибки. Мой успех - это мой успех. Я верю в себя. Я все делаю сама и никогда не делаю из этого трагедии». Какой бы не была предыстория написания портрета и биография героини, солидарны мы с жизненным кредо Римской-Корсаковой или нет, но многие будут едины во мнении, что этот портрет кисти Винтерхальтера с мастерски использованными элементами кьяроскуро (свето-теневая техника) великолепен и превосходен!
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220520/46389/

Комментариев нет:

Отправить комментарий