Оптические иллюзии XVI века

В продолжение темы о символах интересно вспомнить Ганса Гольбейна Младшего, голландского живописца XVI века. На его картине «Портрет французских послов Жана де Дантевиля и Жоржа де Сельва» в нижней части композиции изображен непонятный вытянутый предмет, который при первом взгляде на картину кажется чем-то приклеенным поверх изображения и никак не вяжется с сюжетом. А ведь это, вероятно, первая в истории живописи оптическая иллюзия, прообраз 3D-art’a! Этот предмет – это череп, вытянутый таким образом, что увидеть его правильную форму можно, лишь глядя на картину под определенным углом.


Зачем художник изобразил этот символ смерти на портрете? Зачем изобразил так? Гольбейн – мастер Северного Возрождения, в искусстве которого, как мы знаем, символы играют весьма важную роль. Когда мы рассматриваем это полотно фронтально, мы видим двух мужчин, интеллектуалов, с положением в обществе, в цвете лет, и предметы на столе, которые характеризируют род их занятий. Мы всматриваемся в детали, выписанные художником с ювелирной точностью, и череп в это время (то есть, смерть) представляется нам чем-то эфемерным, непонятным, незаметным, «не отсюда»…Но стоит зрителю отойти вправо и взглянуть на полотно под углом, и череп принимает свою истинную форму, а все остальное теперь деформируется, растекается и утрачивает свои очертания и смысл…Вот к такому, почти концептуальному приему прибегает художник XVI века.



Комментариев нет:

Отправить комментарий