Исторические данные
Арцах (Карабах) является неотъемлемой частью исторической Армении. В эпоху Урарту (9-6вв. до н.э.) Арцах был известен под именем Уртехе-Уртехини. Об Арцахе, как части Армении, есть упоминания в работах Страбона, Плиния Старшего, Клавдия Птолемея, Плутарха, Диона Кассия и других античных авторов. Ярким свидетельством этого является также и сохранившееся богатое культурно-историческое наследие.
После разделения царства Великой Армении (387г.), Арцах стал частью Восточноармянского царства, которое вскоре подпало под господство Персии. В это время Арцах был частью Армянского марзпанства, потом, в период арабского господства, частью наместничества Армения. Арцах являлся составной частью Армянского Царства Багратидов (9-11вв.), а затем Армянского царства Захаридов (12-13вв.).
В последующих веках Арцах подпадал под власть разных завоевателей, оставаясь армянским и имея полунезависимый статус. С середины 18-ого века началось проникновение тюркских кочевых племен на север Арцаха, что привело к столкновениям с местными армянами. В этот период памятны достигшие определенного самоуправления пять армянских меликств (меликства Хамсы), которые достигли пика расцвета и мощи в конце 18-ого века. В конце русско-персидской войны 1804-1813гг., в 1813г. по Гюлистанскому мирному договору Арцах-Карабах перешел под господство России.
Досоветский период
Нагорно-Карабахский конфликт возник в 1917г. в результате развала Российской империи, в период формирования трех национальных республик Закавказья - Армении, Азербайджана и Грузии. Население Нагорного Карабаха, 95 процента которого составляли армяне, созвало свой первый конгресс, который провозгласил Нагорный Карабах независимой административно-политической единицей, выбрал Национальный Совет и правительство. В 1918-1920гг. в Нагорном Карабахе были все атрибуты государственности, включая армию и законные власти.
В ответ на мирные инициативы народа Нагорного Карабаха Азербайджанская Демократическая Республика приступила к военным действиям. С мая 1918г. по апрель 1920г. Азербайджан и военные подразделения поддерживающей его Турции совершали акты насилия и массовые убийства по отношению к армянскому населению (в марте 1920г. только в Шуши были убиты и депортированы около 40 тысяч армян). Но даже таким образом им не удалось заставить народ Нагорного Карабаха принять власть Азербайджана.
В августе 1919г. Карабах и Азербайджан с целью предотвращения военного конфликта заключили предварительное соглашение, по которому договорились обсудить проблему статуса области на Парижской мирной конференции.
Знаменательна реакция международного сообщества. Лига Наций отклонила запрос на членство Азербайджана в организации, мотивируя это в том числе и тем, что сложно определить четкие границы и территории, находящиеся под суверенитетом этого государства. В числе других спорных вопросов был вопрос статуса Нагорного Карабаха. После советизации региона проблема выпала из повестки дня международных организаций.
Нагорный Карабах в советские годы (1920-1990)
Сразу после установления советской власти в Армении, 30-ого ноября 1920г., Ревком Азербайджана (Революционный комитет – в то время главный орган большевистской власти) в своем заявлении признал территории, на которые ранее претендовал Азербайджан – Нагорный Карабах, Зангезур и Нахиджеван, неотъемлемой частью Армении.
Национальный Совет Азербайджанской ССР, на основе соглашения между Ревкомом Азербайджана и правительствами Азербайджанской ССР и Армянской ССР, декларацией от 12-ого июня 1921г. провозгласил Нагорный Карабах неотъемлемой частью Армянской ССР.
На основе заявления Советского Азербайджана об отказе от претензий на Нагорный Карабах, Зангезур и Нахиджеван и соглашения между правительствами Армении и Азербайджана от июня 1921г. Армения тоже провозгласила Нагорный Карабах своей неотъемлемой частью.
Текст декрета, принятого правительством Армении, был опубликован как в прессе Армении, так и Азербайджана ("Бакинский рабочий", орган Центрального Комитета Азербайджанской Коммунистичес¬кой партии, от 22-ого июня 1921г.). Таким образом, свершилось правовое закрепление присоединения Нагорного Карабаха к Армении. В контексте норм международного права это стало последним законным актом по Нагорному Карабаху во время коммунистического режима.
Игнорируя действительность, 4-ого июля 1921г. Кавказское Бюро Коммунистической партии России созвало пленарное заседание в столице Грузии Тбилиси, в ходе которого опять подтвердило факт принадлежности Нагорного Карабаха Армянской ССР. Однако под диктовку Москвы и при прямом вмешательстве Сталина в ночь на 5-ое июля решение, принятое в предыдущий день, было пересмотрено, и было принято принудительное решение включить Нагорный Карабах в состав Азербайджана и сформировать на этой территории автономную область, в нарушение даже действующей процедуры принятия решений. Это явилось беспрецедентным правовым актом в истории международного права, когда партийный орган третьей страны (РКП(б)) без какой-либо правовой основы или полномочии определяет статус Нагорного Карабаха.
Азербайджанская и Армянская ССР в декабре 1922г. были включены в процессы формирования СССР, и только на одной части территории Карабаха 7-ого июля 1923г., по решению Центрального исполнительного революционного комитета Азербайджанской ССР, была сформирована Нагорно-Карабахская автономная область в составе Азербайджанской ССР, чем, по сути, карабахский конфликт был не решен, а временно заморожен. Более того, было сделано все, чтобы Нагорно-Карабахская автономная область не имела общей границы с Арменией.
Но за весь советский период армяне Нагорного Карабаха никогда не смирились с этим решением и на протяжении десятков лет постоянно боролись за воссоединение с Родиной.
За все время пребывания Нагорно-Карабахской автономной области в составе Азербайджанской ССР руководство этой республики регулярно и последовательно нарушало права и интересы армянского населения. Дискриминационная политика со стороны Азербайджана по отношению Нагорного Карабаха выражалась в попытках искусственной приостановки социально-экономического развития области, превращения ее в сырьевой придаток, активного вмешательства в демографический процесс, уничтожения и освоения армянских памятников и культурных ценностей.
Дискриминация Азербайджана по отношению к Нагорному Карабаху оказала влияние и на население Карабаха, став основной причиной его эмиграции. В результате этническое соотношение населения Нагорного Карабаха изменилось. Если в 1923 году армяне составляли 94,4 процента, то по данным 1989 года процент армян снизился до 76,9. Политика выдавливания армян прошла с большим успехом в другой армянской области – Нахиджеване.
Народ НКАО и власти Армянской ССР неоднократно обращались к центральным властям СССР с просьбой пересмотреть решение о передаче Карабаха Азербайджану, но эти обращения либо игнорировались, либо получали отказ, становясь причиной преследования авторов обращений. В числе их - Обращение Правительства Армянской ССР и Центрального Комитета коммунистической партии Армении к Правительству СССР и Центральному Комитету КПСС в 1945 году, адресованные властям СССР письма с 2,5 тысячами подписей населения НКАО в 1963 году и с более 45 тысячами в 1965 году, предложения коллективных хозяйств НКАО в рамках общенародных обсуждений новой Конституции СССР в 1977 году.
Современный этап Нагорно-Карабахской проблемы
Современный этап Нагорно-Карабахской проблемы начался в 1988 году, когда в ответ на требование населения Карабаха о самоопределении, азербайджанские власти организовали резню и этнические чистки против армян на всей территории Азербайджана, в частности, в Сумгаите, Баку и Кировабаде.
10-го декабря 1991 года население Нагорного Карабаха на референдуме подтвердило объявление независимой Нагорно-Карабахской Республики, что в полной мере соответствовало как нормам международного права, так и букве и духу действовавших в то время законов СССР. Таким образом, на территории бывшей Азербайджанской ССР сформировалось два равноправ¬ных государственных образования – Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика.
Этнические чистки азербайджанских властей на территории Нагорного Карабаха и в сопредельных армянонаселенных районах вылились в открытую агрессию и полномасштабную войну со стороны Азербайджана, что привело к десяткам тысяч жертв и серьезным материальным потерям.
Азербайджан ни разу не прислушался к призывам международного сообщества, в частности, к закрепленным в резолюциях СБ ООН по Нагорному Карабаху: прекратить военные действия и перейти к мирным переговорам.
В результате войны Азербайджан полностью оккупировал Шаумянский район НК и восточные части районов Мартуни и Мартакерт. Под контроль сил самообороны НК перешли сопредельные районы, которые в вопросе обеспечения безопасности сыграли роль буфера, перекрыв возможность дальнейших бомбардировок населенных пунктов НК со стороны Азербайджана.
В мае 1994 года Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения заключили соглашение о перемирии, которое, несмотря на нарушения, действует до сих пор.
Переговоры по урегулированию конфликта проходят при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция). За последнее десятилетие несколько вариантов урегулирования конфликта, предложенных сопредседателями, были отвергнуты Азербайджаном. Последний – предложенные в 2001 году «Парижские принципы», которые были сведены воедино в представленном сторонам Ки-Вестском документе.
Сейчас переговоры ведутся на основе представленных сопредседателями в ноябре 2007 года мадридских предложений.
***
Несмотря на ведение переговоров по урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, единственном формате, принятом на международном уровне, и наличии договоренности об их проведении в рамках Минского процесса, Азербайджан, искажая саму суть и истинные причины последствий конфликта, предпринимает попытки втянуть в процесс урегулирования другие международные организации, а также с пропагандистскими целями инициирует, в частности, в ГА ООН и Совете Европы параллельные процессы, наносящие ущерб переговорам.
Милитаристская агрессивная риторика также вызывает сомнения в желании Азербайджана достичь урегулирования на основе компромиссов, в его заявлениях, взятых обязательствах и их серьезности. Азербайджан продолжает направлять полученные от продажи нефти доходы на увеличение военного бюджета и приобретение наступательного вооружения в больших количествах, грубо попирая целый ряд соглашений и обязательств в области безопасности и контроля над вооружениями. По сути, Азербайджан торпедирует также все нацеленные на укрепление мер доверия между сторонами инициативы экономического, политического, военного и гуманитарного характера. В частности, Азербайджан отказывается принимать предложение армянской стороны об установлении регионального сотрудничества и предложение сопредседателей Минской группы об отводе снайперов с линии соприкосновения.
Позиция Республики Армения в вопросе Нагорного Карабаха
Армения уверена, что увеличить результативность процесса урегулирования невозможно без полноценного участия являющегося стороной конфликта Нагорного Карабаха. Армения считает, что урегулирование конфликта должно быть основано на следующий принципах:
Основой урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта должно быть признание осуществления права народа Нагорного Карабаха на самоопределение,
Нагорный Карабах должен иметь контролируемую армянской стороной надежную сухопутную связь с Арменией,
Безопасность Нагорного Карабаха должна быть гарантирована на международной основе.
Принятие и договорное закрепление этих принципов создаст возможность достижения комплексного урегулирования конфликта.
Армения в процессе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта придает важность посредничеству сопредседателей Минской группы ОБСЕ, как действенному формату переговорного процесса, имеющему достаточный потенциал для нахождения путей урегулирования.
Армения привержена решению конфликта исключительно мирным путем. Попытки Азербайджана добиться односторонних уступок угрозами применения силы не только изначально обречены на неудачу, но и продолжают оставаться основным препятствием урегулированию конфликта путем компромиссов.
Нагорный Карабах не имеет будущего в составе Азербайджана и, каким бы ни было решение, оно должно исходить из воли собственно народа Карабаха. Это является основой права наций на самоопределение. Азербайджан не имеет никаких оснований для притязаний на Нагорный Карабах – ни правовых, ни политических и ни моральных.
******************
27 сентября 2020г. азербайджанские вооруженные силы начали широкомасштабную атаку в Арцахе, в том числе по мирному населению.
По состоянию на 3 октября ВС Арцаха сбили 14 вертолетов противника, 14 самолетов (4 из них Су-25), 123 беспилотных летательных аппарата, 355 единицы бронетехники, в основном танки, 82 машины, 10 бронетранспортеров, одну тяжелую огнеметную систему «ТОС-1А», 4 реактивные системы залпового огня типов «Смерч» и 1 «Ураган».
У противника более 2745 погибших, 4570 раненых. С армянской стороны, по предварительным данным, 209 погибших и более 200 раненых.
Вооруженные силы Азербайджана также нанесли удары по военно-гражданской инфраструктуре Арцаха и Республика Армения, в результате чего 2 мирных жителя были убиты в Гегаркунике и 11 - в Арцахе.
В результате обстрела азербайджанскими вооруженными силами были ранены журналисты как иностранных, так и местных СМИ.
В Армении и Арцахе 27 сентября было объявлено военное положение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий