Почему картину де Гранжа называют странной: «Семейство Солтонстолл»

 



Эта любопытная картина Давида де Гранжа черпает вдохновение из истории династических гробниц XVII века, в которых живые и мертвые слились воедино. На картине «Семейство Солтонстолл» изображен сюжет, в котором сэр Ричард Салтонстолл с двумя детьми стоит у кровати со своей покойной женой. Кем же является вторая женщина на картине с ребенком? И почему полотно считают мистическим?

О художнике

Авторство традиционно приписывают Давиду де Гранжу, который известен как художник портретных миниатюр и гравер. Де Гранж происходил из семьи иммигрантов из Гернси и крестился в 1611 году во Французской церкви в Лондоне. Позже он стал католиком. Во время Гражданской войны в Англии и последующего периода Содружества (1642-60) де Гранж встал на сторону роялистов (монархисты) и создал множество миниатюр для короля Карла II. Его отец приехал с острова Гернси и поселился в центр Лондона в район Блэкфрайарс. Давид крестился в Лондоне 24 мая 1611 года во французской гугенотской церкви. Позже он стал католиком. Первые известные работы де Гранжа - две гравюры 1627 и 1634 гг.
Первые известные гравюры де Гранжа

Первые известные гравюры де Гранжа


В 1636 году художник женился на Джудит Хоскинс, племяннице Джона Хоскинса и Сэмюэля Купера, оба миниатюристы. Вполне вероятно, что это родство и помогло де Гранжу стать миниатюристом. Сохранилось множество работ, подписанных инициалами де Гранжа «DDG», датируемых 1639 годом. Одна крупномасштабная картина - знаменитый групповой портрет семьи Солтонстолл, которая сейчас находится в галерее Тейт.
Дэвид де Гранж, «Семейство Солтонстолл», 1636 год

Дэвид де Гранж, «Семейство Солтонстолл», 1636 год


«Семейство Солтонстолл»: сюжет

Картина «Семейство Солтонстолл» принадлежит коллекции графа Гилфорда, которая была продана аббатству Рокстон 22-24 мая 1933 года. Это был лот №718, а картина тогда называлась «Члены семьи Солтонстолл». Считается, что на картине изображен сэр Ричард Солтонстолл со своей семьей из Чиппинг-Уордена, Оксфордшир. Он овдовел в 1630 году. Исходя из этого бледная фигура в постели, по мнению искусствоведов, считается посмертным изображением его первой жены Элизабет Басс. Здесь же изображены дети пары - Ричард и Энн.
Дэвид де Гранж, «Семейство Солтонстолл», 1636 год

Дэвид де Гранж, «Семейство Солтонстолл», 1636 год


Через 3 года после смерти первой супруги сэр Ричард женился повторно на даме по имени Мэри Паркер (богато одетая женщина, сидящая справа с ребенком на руках). К слову, черты лица Паркер очень схожи с внешностью Басс. Заметное отличие – оттенок лица (у первой героини румяное здоровое лицо, а вторая - мертвенно бледная). Запеленатый в роскошное красное одеяло ребенок на руках Мэри Паркер – их с Ричардом сын (либо Джон (родился в 1634 году, но умер в юности), либо Филипп (родился в 1636 году)).

Символизм и загадка

В том же 1636 году сэр Ричард Солтонстолл заказал у Давида де Гранжа портрет со своей семьей и… покойной супругой. В современных реалиях подобный сюжет покажется мистическим и даже страшным. И тогда этот «замечательный» семейный портрет становится целым ребусом для зрителей. А вот ответ на ребус кроется в древних традициях. Вполне возможно, художник черпал вдохновение в тщательно продуманных династических памятников XVI и XVII веков, где живые и мертвые были едины. В руке у заказчика картины зритель видит перчатку, которую он протягивает своей умершей жене. Это можно оценивать как честь и благодарность сэра Ричарда, которую он выражает своей покойной супруге.
Дэвид де Гранж, «Семейство Солтонстолл», 1636 год (фрагменты)

Дэвид де Гранж, «Семейство Солтонстолл», 1636 год (фрагменты)


Композиция

Картина имеет горизонтальную композицию и слабо освещена. Свет искусственно создан художником для того, чтобы акцентировать внимание зрителей на лицах и платке (именно эти части выделены светом). Зритель наверняка обратил внимание на цепь привязанности и семейных уз: дети держатся за руки, старший сын держит руку своего отца, а тот своей левой рукой указывает на покойную супругу. Да, мальчик одет в платье для девочки, что является нормой для середины XVII века. Мальчики начинали надевать брюки только к 6-7 годам.
Инфографика: герои и символика картины (1)

Инфографика: герои и символика картины (1)

Инфографика: герои и символика картины (2)

Инфографика: герои и символика картины (2)


Красные драпировки на балдахине вокруг большой кровати, красный стул с золотыми украшениями, богато отделанные стены, кружевное постельное белье, восточный ковер на полу – все это является, являются признаком роскоши и высокого статуса героев. Убранство также придает этому великому династическому образу праздничный, а не мрачный вид (учитывая сюжет).
Таким образом, картина де Гранжа является и мастерским воплощением группового портрета, и также полотном, основанном на древних погребальных традициях и памяти рода.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/031220/48327/

Комментариев нет:

Отправить комментарий