ТАЙНЫ СОКРОВИЩ ЭРМИТАЖА. История золотого павлина
История золотого павлина
Джеймс Кокс, Фридрих Юри Часы «Павлин». 1772 Металл, позолота Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В Государственном Эрмитаже около 3 миллионов экспонатов, многие из которых обладают огромной не только материальной, но и исторической ценностью. Но есть в этой сокровищнице произведений искусства и исторических артефактов один, который известен всем и может считаться визитной карточкой или эмблемой Эрмитажа.
Это часы «Павлин». Они более двухсот лет находятся в Павильонном зале, и все посетители музея имеют возможность ими полюбоваться. Даже те, кто неоднократно бывал здесь, заходят поприветствовать золотую птицу.
Дивные птицы в дивном саду
«Павлин» не просто часы, а целая многофигурная композиция, получившая свое название от главного персонажа.
Это маленький «кусочек» волшебного сада, все элементы которого выполнены из позолоченного металла и серебра и украшены кусочками хрусталя. Вокруг дуба с искусно выполненными листьями и желудями собрались сова, павлин и петух – эти фигуры приводятся в движение специальными механизмами.
Кроме них рядом с деревом растут цветы и грибы, ползают улитки, летают стрекозы, а на ветвях сидят белки...
...Вот вам в качестве разминки хороший тест на внимательность для юных и взрослых посетителей Эрмитажа: сосчитайте-ка, сколько в этой композиции животных и насекомых? Только вглядывайтесь внимательно-внимательно! Вот вы обошли часы, увидели вроде бы все, потом вернулись - а что это такое маленькое на шляпке гриба? Понятное дело, крупные фигуры привлекли внимание сходу, но есть еще и мелкие букашки-таракашки... Птичьи перья так тонки и изящны, так нежны ажурные дубовые листочки, словно стоит подуть легкому сквозняку, и они закачаются. Даже если кто-то ничего не понимает в искусстве, а музейная тишина и торжественность наводят на него скуку, все равно он не сможет пройти мимо этого чуда равнодушно.
Детали декора часов "Павлин".
Механизм самих часов спрятан в самом большом грибе, а время на циферблате-шляпке указывает изящная стрекоза. Все фигурки животных и насекомых, листья и цветы выполнены настолько искусно и реалистично, что кажутся живыми.
Часы «Павлин» - это произведение ювелирного искусства и механики XVIII столетия, поражающее даже наших современников не только «живучестью» сложного механизма, но и искусством мастера-ювелира, который не пренебрег ни одной деталью.
История необычного подарка
Часы изготовлены в Великобритании, в Лондоне в 1770-е годы. Материал: бронза, серебро, стразы, золочение.
Почти со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что эти часы были изготовлены в мастерских знаменитого на весь мир Джеймса Кокса, который собирал вокруг себя талантливейших мастеров, способствовал развитию изящных искусств и даже создал свой музей.
Все то, что мы вам сейчас расскажем, не более чем научная гипотеза. В истории часов "Павлин" очень много непонятного: слишком мало осталось письменных исторических источников, и все они достаточно противоречивы. Ученые до сих пор не могут точно назвать имя мастера-часовщика, создавшего такое чудо.
По мнению специалистов Государственного Эрмитажа, это единственный в мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений.
Есть версия, что над созданием часов также трудился английский мастер-часовщик Фредерик Юри, так как в одном месте, на пружинном барабане фигуры петуха выгравирована буква J (Jury). Но был ли Фредерик Юри автором всей композиции или же только принимал участие в её изготовлении — неизвестно. Именно Юри доставил этот шедевр в Петербург, а по традиции того времени царственным особам и их приближенным подарки преподносил сам мастер, сделавший изящную вещь.
Появились часы в Санкт-Петербурге в 80-х годах XVIII века. В то время были в моде механические, движущие, а нередко и поющие фигурки птиц, которыми часто украшали часы. Однако такая большая композиция и сложный механизм, как у «Павлина», уникален. Возможно, в прошлом подобные часы были не единственными, но до нашего времени в рабочем состоянии сохранились только эти.
В Петербург часы попали так. Известный политический деятель, фаворит императрицы Екатерины князь Г. А. Потемкин заказал их в подарок для своей государыни.
Светлейший князь Григорий Потёмкин-Таврический
Потемкин был одной из самых ярких личностей своего времени. Он любил изящные, роскошные вещи, произведения искусства, а сложные механизмы и разные диковинки приводили его в неописуемый восторг. Князь всячески помогал и покровительствовал талантливейшему русскому механику и изобретателю Ивану Кулибину. Естественно, его не могли не привлечь и работы из мастерской англичанина Д. Кокса, известного на весь мир своими замечательными изделиями. Не каждый коллекционер мог похвастать экземпляром "от Кокса": его произведения стоили баснословно дорого.
Потемкин предполагал, что его дар произведет настоящую сенсацию и станет самой главной достопримечательностью Эрмитажа.
Но этому желанию не суждено было сбыться: части механизма подверглись повреждениям при транспортировке и нуждались в ремонте.
Весной 1781 года часы были отданы "по частям" различным мастерам, которые пытались их отреставрировать.
Собрал эти часы в России Иван Кулибин, которому часы были доставлены в нескольких корзинках в виде груды деталей, некоторых причём недоставало.
Потёмкин не увидел механизма в сборе, так как скончался в 1791 году. После смерти князя императрица Екатерина II забрала в казну дом Потёмкина — Таврический дворец, в нём диковинные часы стояли несколько лет.
Таври́ческий дворе́ц
Вскоре после его смерти императрица Екатерина II выкупила из казны все имущество Потемкина, в том числе и диковинные часы.
Все части механизма еще при жизни Потемкина были переданы И. П. Кулибину, который сумел восстановить его лишь после смерти князя. Кулибин не только отладил все устройства, но и подреставрировал "Павлина": обновил позолоту, вставил в композицию декоративные элементы из стекла, которые были утеряны. Такими мы видим часы "Павлин" и сейчас.
По другой версии, «Павлина» приобрела сама Екатерина II в подарок фавориту, заплатив мастерам Джеймсу Коксу и Фридриху Юри огромную по тем временам сумму в 11 000 рублей золотом.
Это вполне в духе императрицы, которая любила делать дорогие подарки своим любовникам.
Но, возможно, часы заказал действительно князь Григорий Александрович, а вот оплатила свой подарок сама Екатерина, что тоже соответствует ее характеру и нравам того времени.
Интересна и история с реставрацией часов.
Возрождение золотого павлина
Так или иначе, но до 1791 года «Павлин» в нерабочем состоянии хранился в Таврическом дворце. И мы бы так и не увидели это великолепное произведение искусства, если бы не гениальный русский механик Иван Петрович Кулибин, которому князь Потемкин поручил отремонтировать часы.
Портрет Ивана Кулибина. Автор: - художник П. А.Веденецкий
К Ивану Кулибину "Павлин" был доставлен в нескольких корзинках в виде груды деталей. Кулибин обнаружил, что многих частей композиции просто не достает! В журнале "Москвитянин" за 1854 год есть серия статей о гениальном мастере Кулибине. Там говорится и о том, как он чинил "Павлина": это была прямо-таки сказочная история. Потемкин буквально "кланялся в ноги" механику, прося "г. Кулибина оживить его птичек".
Мастер принялся за работу - он рассортировал все детали, понял общие принципы работы механизма. Долгое время ему никак не удавалось разобрать фигуру павлина. Наконец, Кулибин заметил на павлиньей спинке одно отличающееся от других перышко - именно нажатие на него помогло открыть корпус механизма. Взору мастера предстало жалкое зрелище: поломанные шестеренки, разорванные пружины, болтающиеся, незакрепленные детали.
Работа над "оживлением" движущихся фигур шла полным ходом, как вдруг Григорий Потемкин вызвал Кулибина для каких-то дел, и тот пробыл у него до самой кончины князя. Он наказал сыну не трогать механизм, но если случится пожар, первым делом спасать "Павлина". Его мудрое сердце словно предчувствовало какую-то беду...
И вот однажды ночью сын мастера проснулся от яркого света, шума и криков. Под окнами на набережной полыхало зарево - загорелись стоящие на причале недалеко от дома баржи с сеном. Кулибин-младший в панике начал раскидывать детали по корзинам и собираться выскочить с ними на улицу.
Все обошлось, но части "Павлина" были перемешаны в кучу, что-то затерялось, что-то смешалось с компонентами других механических устройств... И вот опять возрождение часов к жизни отодвинулось на бог знает какой срок.
В 1794 году часы наконец заработали, и их действие производило на современников настолько сильное впечатление, что об удивительных птицах в дивном саду даже сочиняли стихи.
Уже полностью исправными часы продолжали находиться в Таврическом дворце, и увидеть их могли немногие.
В Эрмитаж «Павлин» переехал только по приказу Павла I, который занял бывший дворец фаворита Екатерины в 1797 году.
Лишь в 1797 году наконец-то был доставлен в Эрмитаж. Монтировал его сам Кулибин.
Символика
Всего в часах действуют четыре механизма, три из которых приводят в движение фигуры птиц, соединенные с четвертым – часовым механизмом – системой рычагов.
Каждый час композиция приходила в движение.
Когда заводят часы "Павлин", первой "просыпается" сова, сидящая в клетке. Хрустальным звоном начинают петь колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и вращает глазами, а лапкой словно бы дирижирует в такт музыке. Сова еще с античных времен - символ мудрости и ночи. Она безраздельно царствует во тьме леса, когда все живое крепко спит. Кстати, фигура совы выполнена из чистого серебра. Блеск благородного серебра во все времена ассоциировался с мягким лунным светом.
Механизм совы работает дольше остальных фигур - ее движения и мелодичное позвякивание колокольчиков сопровождают все действие.
Затем приходит в движение павлин.
Но вот настала пора пробуждения солнечного веселого утра - очередь уже за павлином. Он грациозно кланяется маленькой изящной головкой и распускает свой прекрасный хвост. Золотым блеском сверкают роскошные перья - символ солнца. В восточных верованиях павлин ассоциировался с небом, непостижимым, загадочным космосом, сверканием жаркого солнца и таинственным, холодноватым сиянием далеких звезд.
Он медленно разворачивает хвост, приподнимает крылья, вытягивает шею и открывает клюв.
Вот павлин поворачивается, и мы видим "изнанку" его хвоста - посеребренную поверхность, символизирующую ночь.
Повернувшись к зрителям спиной, птица на несколько секунд замирает, затем возвращается в исходное положение и складывает оперение хвоста.
Птица словно хочет сказать нам: все меняется и повторяется вновь и вновь, день сменится ночью, за тьмой снова приходит свет, а за светом вновь темнота. Сделав поворот, павлин возвращается в исходное положение и закрывает хвост, а мудрая сова все так же продолжает смотреть на нас, вертеть головой и звенеть своими чудесными колокольчиками.
Последним оживает петух.
Зал оглашается хрипловатым, но жизнерадостным кукареканьем, и все замирает. В различных религиях его наделяли то божественными, то дьявольскими качествами. Но все мифы и легенды сходились в одном: крик петуха возвещает начало нового дня, прощание с ночью, время радостных надежд, пробуждение к чему-то хорошему. И этот маленький механический спектаклик тоже выстроен по тому же принципу: помни о недолговечности и изменчивости жизни, где за днем приходит ночь, за радостью - печаль, но надейся на лучшее.
Возрождение к жизни, рассвет и время ждать чего-нибудь замечательного может прийти в любое время, в любом возрасте человека. Словно нахальный петух, в твой дом с громкими криками и шумом рано или поздно ворвется радостная весть, а какая именно - знать не дано. Порой ожидание счастья приятнее самого хорошего события, каким бы оно ни было. Конечно же, такой символ не мог существовать без часов! Часы символизируют ход времени, его бесконечный поток. По круглой шляпке гриба движется стрекоза - крохотная секундная стрелка. Снова и снова она возвращается в исходную точку, чтобы тут же продолжить свое движение по кругу, ведь все события нашей жизни замыкаются, словно окружность, даже наша планета постоянно вращается. И этому не будет конца.
В конце 90-х годов XX века вновь потребовалась реставрация износившегося механизма, и с этой работой успешно справился «хранитель» золотого павлина – заведующий лабораторией научной реставрации часов Михаил Петрович Гурьев.
Сейчас для сохранности механизма «Павлина» заводят только раз в неделю. Полюбоваться ожившими птицами удивительных часов можно каждую среду в 19.00.
День сегодняшний
Часы Павлин в Эрмитаже
Сегодня мы беседуем с замечательным мастером, который заводит часы "Павлин". Дети завороженно смотрят, как он подходит к стеклянной клетке, открывает дверцу, заходит вовнутрь, достает ключик, и весь зал наполняется серебристой мелодией колокольчиков - часы проснулись и готовы порадовать зрителей. Его зовут Михаил Петрович Гурьев, заведующий лабораторией часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа.
- Михаил Петрович, что можно сказать про современную публику? Сейчас уже трудно кого-нибудь удивить такой простой механической игрушкой: у наших детей чуть ли не с младенчества есть Интернет, телевизор, сотовые телефоны и прочие "радости". Не изменилась ли реакция юных зрителей, не стало ли их меньше?
- Специально статистику посещений мы не вели. Раз на раз не приходится: то собирается такая толпа, что не протолкнуться, а бывает, что в зале вообще два человека. Но с уверенностью могу сказать одно: это зрелище никого не оставляет равнодушным. Всегда бывают аплодисменты, радость, улыбки, удивление на лицах. Наши взрослые посетители более сдержанны, а вот дети и иностранные туристы реагируют гораздо эмоциональнее: кричат, смеются, беспрестанно хлопают. И обязательно кто-нибудь подходит ко мне с благодарностью, задает вопросы. И все это - несмотря на то, что все это маленькое шоу занимает каких-то три минуты.
Даже когда "Павлин" не работает, экспонатом любуются охотно. Особенно он нравится детям. Для непоседливых юных зрителей экскурсии часто кажутся монотонными, на голову сваливается сразу столько информации... И вот они подходят к чему-то понятному, привлекательному. Ведь часы "Павлин" - игрушка по своей природе. Игрушка для царственных особ, но все-таки игрушка.
- Наверное, всех наших читателей волнует вопрос сохранности экспоната. Если бы часы "Павлин" эксплуатировали на полную катушку, сколько бы они "прожили" без реставрации?
- Часы абсолютно исправны. Мы постоянно следим за состоянием всех часовых и музыкальных механизмов музея. Но постоянно держать "Павлина" заведенным совершенно нецелесообразно. Дело в том, что в этом автомате целых четыре механизма: один часовой и три, приводящие в движение фигуры птиц. И если сами по себе часы работают совершенно обычно, то есть нуждаются в заводе раз в неделю, то самого павлина, петуха и совы хватает ненадолго.
Изначально часы "Павлин" были задуманы как праздничная игрушка: при династии Романовых их заводили только для каких-то торжественных случаев: балов, приемов... Сейчас мы приводим фигуры птиц в действие раз в неделю (по средам), иногда включаем автомат для правительственных делегаций и зарубежных гостей.
- А были ли смешные случаи? Наверное, маленькие дети говорят много забавных вещей...
- Конечно, дети искреннее говорят то, что думают, но смешнее слушать "перлы мудрости" из уст взрослых: "Как пройти в павлиний зал?", "Почему белка не грызет орешки?", "Крик петуха - он что, на магнитофон у вас записан?" и т.д.
- Михаил Петрович, какие часы в Эрмитаже у Вас самые любимые?
- Сложно сказать. Практически все. Часы - это живой организм. Они в муках рождаются под руками мастера, живут, пульсируют и дышат. Когда механизм остановился - часы засыпают, но затем их пробуждает хозяин - и вот отдых закончен, и снова пора приниматься за работу. Бывает, часы заболевают, и тогда их надо лечить, а бывает, к сожалению, что они умирают. Насовсем...
Конец XVIII века - расцвет искусства изготовления часов и механических автоматов. Всеми мастерами двигал не только коммерческий интерес или любовь к чистому искусству. Для чего же делались куклы, автоматы, "андроиды" (человекоподобные движущиеся фигуры)? Это было фантастическое стремление человека: вот еще чуть-чуть, еще одно усилие, и загадка мироздания будет отгадана, и мы сможем повторить работу Бога - создать живое существо собственными руками! Потом эта тенденция пошла на спад - духовное стало постепенно уступать место коммерческому.
Первые часы были очень дорогими. Изначально они находились только в домах царственных особ, но постепенно вошли в быт богатых и именитых дворян. Тогда стоимость часов была примерно сопоставима с ценой дома или роскошного автомобиля. Отношение к ним было... скажем, как к "мерседесу" или еще более дорогой иномарке! Когда хозяин ложился спать, он уносил часы в свою спальню: так он был уверен, что с ними ничего не случится. Часы были очень престижной, очень "мужской" вещью, символом благосостояния.
Между механиками, мастерскими, гильдиями разных стран существовала нешуточная конкуренция. У всех были свои профессиональные секреты.
А у нас... Богатые люди и аристократы в России предпочитали покупать "импортные", заморские диковинки, поэтому у нас не было потребности в создании хорошей школы часовых мастеров и механиков, не было династий, не существовало организующей структуры... Можно назвать лишь замечательное имя Ивана Петровича Кулибина, настоящего гения, человека с золотыми руками и сердцем. Он пронесся, словно яркая комета.
https://my.mail.ru/community/flirtsyper/4FFC4308437C7D33.html
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий