Как копии лоджий Ватиканского дворца, созданные по проекту Рафаэля, оказались в Эрмитаже Санкт-Петербурга
Всех, кто хотя бы раз побывал в самом знаменитом музейном комплексе Санкт-Петербурга, наверняка, впечатлил самый необычный зал Большого Эрмитажа, названный Лоджиями Рафаэля. Эти лоджии являются практически точной копией римского оригинала, созданного в Ватикане в Апостольском дворце. Каким же образом это удивительное архитектурное сооружение и фрески Рафаэля оказались в Зимнем дворце Северной столицы, читайте в нашей публикации.
Все знают поговорку, которая испокон веков бытует в России:"Не было бы счастья, да несчастье помогло". Именно так и случилось с лоджиями Рафаэля, которые своим появлением в Зимнем дворце обязаны недомоганию российской императрицы. На дворе стояла затяжная осень 1778 года. Екатерина II, сильно простудившись, чувствовала себя совсем разбитой. К тому же настроение государыни изрядно портил унылый северный пейзаж за окном. И, чтобы хоть как-то занять себя, царица взялась листать альбомы-каталоги, доставленные ей из Европы, с гравюрами и фресками.
Российская императрица Екатерина Великая. Художник: Фёдор Рокотов, около 1780 год.
В одном из альбомов ей на глаза попались изображения уникальных лоджий дворца Папы в Ватикане. На колонах — ковровый орнамент, на сводах — фрески со сценами из Ветхого и Нового Заветов, которые были созданы по рисункам самого Рафаэля настолько впечатлили царицу, что Екатерина тут же загорелась идеей во что бы то ни стало выстроить в своем дворце такие же лоджии и поместить в них копии фресок.
И когда, наконец, от Папы пришло разрешение на копирование фресок и сооружения самих лоджий, последовал указ императрицы: немедля послать в Ватикан мастеров, дабы скопировать в натуральную величину и своды, и стены, да и сами уникальные фрески Рафаэля, изображающие истории из Библии от сотворения мира до Вознесения Господнего.
Один из 13-ти сводов лоджий Рафаэля, украшенный фресками.
В 1779 закипела работа в Папском дворце в Ватикане, где приглашенный Екатериной архитектор Джакомо Кваренги скрупулёзно делал замеры Ватиканской галереи, а российские придворные художники под руководством австрийского живописца Христофора Унтерпергера создавали копии фресок на подготовленные холсты. Вскоре работы закипели и в столице Российской империи, где в 1783 году началось возведение самих лоджий. Корпус для них был возведён вдоль Зимнего канала, примыкающего под прямым углом к зданию Старого Эрмитажа. Строительные работы велись под наблюдением архитектора Ивана Францевича Дункера и каменных дел мастера Джузеппе Лукини.
Вся Европа в то время шушукалась, мол, русская царица хочет посмотреть на их лоджии, но, ехать в Ватикан - дело не царское. Так что сами лоджии должны были приехать в Санкт-Петербург.
Лоджии Рафаэля в Эрмитаже, называемые также Библией Рафаэля.
Несоответствие копий оригиналу
Однако, когда копии фресок, написанных темперой на холстах, прибыли из Ватикана в Россию, оказалось, что их размеры не соответствуют размерам построенной галереи. И строителям, разумеется, ничего не оставалось как привести в соответствие постройку - была уменьшена ширина столбов и простенков, а также увеличены оконные проемы. Все работы по постройке лоджий были завершены к 1792 году.
В центральном своде размещен двуглавый орел - символ российской империи.
И все же стоит отметить, что даже после переделки лоджий Рафаэля в Эрмитаже, как ни хотелось императрице на все сто воссоздать римский оригинал, не являлись его точной копией. Ввиду сырого северного климата было решено открытую аркаду проемов заменить зеркалами, а оконные проемы - остеклить. Для отопления зимой длинного помещения было выложено четыре печи. Существовал еще ряд отличий между копией и оригиналом: рельефы по всему периметру были заменены монохромной гризайльной живописью, а в центральном своде был размещен двуглавый орел - символ российской империи.
Мало того, с течением времени корпус лоджий Рафаэля в Эрмитаже претерпел и изменения, и полную перестройку. А случилось это в середине XIX века, когда сооружали Новый Эрмитаж. И сейчас от первоначального внешнего облика здания лоджий, возведенных а екатерининские времена, практически ничего не осталось. Чего не скажешь о внутреннем их убранстве: все фрески, написанные на холстах, во время строительных работ были сняты, а по завершении строительства установлены на свои прежние места. К слову, еще один любопытный факт. Впоследствии были обустроены окнами и Лоджии Рафаэля в Ватикане, что увеличило сходство оригинала лоджий в Ватикане с их копиями в Санкт-Петербурге.
Гротески, созданные Рафаэлем под влиянием античных росписей. Фрагменты росписи лоджий Рафаэля.
Но, как бы там ни было, лоджии и по сей день радуют взоры посетителей Эрмитажа. Нигде не повторяясь, в строгом и ясном ритме, сливаясь в единую композицию, бегут завитки канта, цветы, в них вплетаются изображения фантастических животных, играющих амуров, человеческих лиц и фигур, переходящие в лиственный орнамент. Имено таковыми являются прославленные "гротески", созданные Рафаэлем под влиянием античных римских росписей.
Ритмичные орнаменты, состоящие из фантастических животных, играющих амуров, человеческих лиц и фигур. Фрагменты росписи лоджий Рафаэля.
Библия Рафаэля. 13 сводов, изображающих основные библейские истории
В последние годы своей жизни и творчества Рафаэль стал предпочитать живописи архитектурную деятельность. Он разработал несколько проектов дворцов для состоятельных заказчиков неподалеку от Ватикана. Одной из последних его работ был проект парадной виллы с открытыми лоджиями для Папы римского в Ватикане, получившими позже название Лоджии Рафаэля. Именно для них он разработал эскизы фресок, так заинтересовавших спустя два с половиной века, российскую императрицу.
Как уже говорилось выше, фрески Рафаэля являются по своему содержанию библейскими историями, чередующимися с орнаментами в стиле «гротеск». Этот стиль великий мастер позаимствовал из античных фресок, обнаруженных в XV веке на руинах Золотого дома Нерона. Оригинальные лоджии Ватиканского дворца были созданы по заказу Папы римского Льва Х в 1517-1519 годах. Но замысел Рафаэля пришлось воплощать его ученикам по разработанным эскизам великого мастера.
Лоджии Рафаэля. Фрагмент.
Лоджии разделены на тринадцать равных частей, каждая из которых имеет собственный свод. В свою очередь каждый свод украшен четырьмя композициями на Библейские сюжеты Ветхого и Нового Завета. Все свободное пространство заполнено декоративными орнаментами. Композиции в оригинале из Ветхого и Нового Заветов выполнили Джулио Романо и Пенни. Гротески и многочисленные декоративные элементы выполнили Джованни да Удине и Перино дель Вага.
В «Библии Рафаэля» насчитывается пятьдесят два сюжета, объединенных единой темой – история Заветов между Богом и людьми. Многие фрески напоминают росписи на потолке Сикстинской капеллы Микеланджело.
Первый свод лоджий Рафаэля:
Первый свод украшен четырьмя Историями из Книги Бытия в шестиугольных рамках. Сотворение света; Отделение земли от воды; Сотворение солнца и луны и Сотворение животных.
«Истории Адама и Евы»: Сотворение Евы; Первородный грех; Изгнание из рая и Работа прародителей.
Во втором своде представлены «Истории Адама и Евы»: Сотворение Евы; Первородный грех; Изгнание из рая и Работа прародителей.
«Истории Ноя». Выход из ковчега.
В третьем своде «Истории Ноя»: Строительство ковчега; Великий потоп; Выход из ковчега и Жертвоприношение Ноя.
«Истории Авраама и Лота». Явление Бога Аврааму.
Четвертый свод содержит «Истории Авраама и Лота»: Авраам и Мелхиседек; Обетование Бога; встреча с ангелами и Бегство из Содома. В основании «Жертвоприношение Исаака».
«Истории Исаака». Исаак благословляет Иакова.
В пятом своде «Истории Исаака»: Бог, явившийся Исааку; Исаак и Ревекка, замеченные Авимелехом; благословение Иакова и первородство Исава .
«Истории Иакова». Иаков просит руки Рахили.
Шестой свод посвящен «Историям Иакова» — это Сон Иакова; Встреча с Рахилью; договор с Лаваном и Уход в Ханаан .
«Истории Иосифа». Иосиф толкует братьям свои сны.
В седьмом своде, представлены «Истории Иосифа». К ним относятся: Объяснение снов братьям; Продажа братьями; Искушение жены Потифара и Объяснение снов фараону.
«Истории Моисея». Неопалимая купина.
На восьмом своде расположены «Истории Моисея»: Моисей, спасенный от воды; Неопалимая Купина; Проход из Красного моря и Чудо воды, выпущенное из обрыва. Монохромная сцена показывает падение манны.
«Истории Моисея и Иисуса Навина». Моисей показывает скрижали завета народу Израиля.
Следующий девятый свод украшен «Историями Моисея и Иисуса Навина». Они показывают: Внесение Скрижалей Закона; Поклонение Золотому Тельцу; Столп Дымовой и Представление Закона евреям .
«Истории об Иисусе Навине». Переход через Иордан.
В десятом своде «Истории об Иисусе Навине» — Переход через Иордан; Падение Иерихона; Захват Иисусом Навином солнца и луны и Разделение обетованной земли.
«Истории Давида». Триумф Давида над ассирийцами.
В одиннадцатом своде находятся «Истории Давида» — Освящение; Битва с Голиафом; Триумф Давида над ассирийцами и Давид и Вирсавия.
«Истории Соломона». Суд царя Солормона.
Двенадцатый свод посвящен «Истории Соломона»: Освящение Царя; Суд; Встреча с Царицей Савской и Строительство Храма в Иерусалиме.
«Истории Христа».Поклонение волхвов.
Тринадцатый свод содержит «Истории Христа». Изображены четыре новозаветные сцены: Рождество; Поклонение волхвов; Крещение и Тайная вечеря.
«Истории Христа». Тайная вечеря.
P.S.
Вначале Великой отечественной войны ради сохранения живописи в лоджиях Эрмитажа было принято решение: холсты не снимать. Огромные окна лоджий были закрыты специальными прочными щитами. И нужно сказать, что эти меры предосторожности себя оправдали в полной мере. За всё время блокады, когда город на Неве нещадно подвергался авиационным бомбардировкам, здание лоджий не получило никаких повреждений.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/290921/51209/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий