Самая редкая жемчужина Фаберже: Автор знаменитых украшений ювелирного дома Альма Пиль




Эта удивительная женщина стала гордостью компании Карла Фаберже и автором множества украшений, среди который наибольшую известность приобрели два пасхальных яйца: «Зимнее» и «Мозаичное». И это в то время, когда в ювелирном деле господствовали мужчины, а женщины-дизайнеры, кажется, не встречались вообще. Как удалось Альме Пиль, по сути, не имевшей специального образования, добиться немыслимых высот и войти в историю благодаря своему таланту?


Самобытный талант


Мастерские Фаберже.


Она появилась на свет в Москве в семье ювелиров и дизайнеров в 1888 году. Если бы она была мужчиной, никто не оспаривал бы право Альмы Пиль стать ювелиром. Однако в начале ХХ века о девушках-ювелирах ещё никто не слышал, а уделом даже умной женщины по-прежнему оставалось удачное замужество. Конечно, исключения случались, но они были очень редкими. И Альма Пиль сразу была настроена на то, чтобы заниматься семейным делом.

Её семья славилась своими талантами. Отец её ювелир Кнут Оскар Пиль был достойным продолжателем династии, родилась в семье ювелиров и мама. Дед Альмы Август Холмстрём и дядя Альберт тоже занимались изготовлением ювелирных украшений. Мало того, все они служили у Карла Фаберже, отец был возглавлял мастерскую компании в Москве, дед и дядя были ведущими ювелирами.




Альма Пиль.

Когда Кнут Оскар Пиль скончался, его вдова вместе с детьми Альмой, Йозефом, Вольдемаром и Артуром приняла решение о переезде в Санкт-Петербург. Дочери в тот момент было всего 9 лет, и она тут же начала брать уроки рисования у Евгения Якобсона, художника фирмы Фаберже. Одновременно он работал в школе Анненшуле, где училась будущий дизайнер. Получив среднее образование, Альма продолжила обучение в училище барона Штиглица, а после его окончания смогла стать стажёром в мастерских Фаберже, где служил её дядя Альберт Холмстрём.




Брошь в виде снежинки. Дизайнер Альма Пиль.

В её обязанности входило ведение документации по украшениям, производимым в мастерской. Она делала подробные описания изготавливаемых вещей с указанием общей стоимости, использованных материалов и драгоценных камней, а также создавала чертежи изделий в натуральную величину. В свободное от основной работы время девушка начала рисовать дизайнерские эскизы, которые в результате привлекли внимание её дяди.




Брошь Romanov Tercentenery, дизайнер Альма Пиль.

Альберт Холмстрём был просто поражён красотой эскизов и дал указание мастерской брать в работу рисунки Альмы Пиль, которая таким образом стала первой женщиной-дизайнером в компании Фаберже.



Уникальные творения


Зимнее яйцо для вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Среди клиентов мастерской был господин Эммануэль Нобель, владелец нефтяного бизнеса. Он разместил заказ об изготовлении 40 брошей, которые можно было бы раздавать в качестве презентов клиентам и гостям компании. При этом стоимость брошей не должна была быть высокой, чтобы символический сувенир не мог быть расценён как взятка. В результате Альма разработала дизайн броши, где нашли своё отражение морозные узоры в золоте с оправами из платиново–серебряного сплава, усеянные бриллиантами розовой огранки. Клиент был в восторге и затем неоднократно размещал заказы на изготовление ювелирных изделий с похожими мотивами.




Пасхальное яйцо для императрицы Александры Федоровны.

Талант Альмы Пиль был оценён по достоинству и впоследствии ей поручили разработку дизайна династических ювелирных подарков к 300-летию Дома Романовых, которые затем император вручал знатным гостям. Альме также было поручено изготовление пасхального яйца на зимнюю тематику в подарок вдовствующей императрице Марии Федоровне. Зимнее яйцо считается самым ценным из всех 50 императорских яиц.




Колье-браслет из серии «Морозные узоры». Дизайнер Альма Пиль.




«Ледяное» яйцо. Дизайнер Альма Пиль.

В 1914 году Альма изготовила ещё одно яйцо, в этот раз для жены императора Александры Фёдоровны. В результате мир увидел необыкновенное творение: яйцо в виде платиновой сетки, усеянной квадратными драгоценными камнями калиброванной огранки для обозначения строчки. Изюминкой украшения стала миниатюрная камея с профилями детей Николая II.


Простой учитель


Дом Альмы Пиль и Николая Клее в Куусанкоски.

После революции компания карла Фаберже была закрыта. Альма отправилась учиться и вскоре получила диплом учителя немецкого языка. В 1919 году закрылась компания мужа Альмы Пиль Николая Клее, а супруги безуспешно пытались выехать из России. Но Николая арестовали, и лишь в 1921 году, уже после его освобождения, Пиль и Клее смогли эмигрировать в Финляндию.




Альма Пиль (сидит) в окружении коллег по шведской школе в Куусанкоски.

Впоследствии Альма Пиль стала преподавать рисунок и каллиграфию в заводской школе в Куусанкоски. Её ученики даже не догадывались о том, что их учитель – бывший дизайнер компании Фаберже.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/260322/52900/

Комментариев нет:

Отправить комментарий