Загадка Василия Баженова: Московский масон и культовый российский архитектор, чьи постройки почти не сохранились
Архитектор Василий Иванович Баженов вошел в российскую историю искусства как загадочная и неоднозначная фигура. Он был гением – и лучшие его работы перестраивались, сносились до основания, оставались на бумаге… Его называют ключевой фигурой отечественного классицизма – однако в изучении его творческого наследия множество допущений, неоднозначностей, предположений. Он привнес в архитектуру России готические мотивы, смелую трактовку западноевропейского зодчества и тонкий символизм масонства…
Рисунки на песке и бумажная архитектура
Предположительно – и это слово в биографии Баженова будет появляться постоянно – родился он в Москве, 12 марта 1738 года. Отец его был небогатым псаломщиком в придворной церкви Московского кремля, а значит, с юных лет Василий Иванович был окружен лучшими образцами русской архитектуры. И – рисовал все, что видел вокруг. Рисовал везде и всюду, каждое свободное мгновение – на песке, на бумаге, на стенах появлялись силуэты построек, образы памятников, детали надгробий… Отец понимал его увлечение и не препятствовал, но совершенно не понимал, что делать с одаренным мальчиком, мечтающим заниматься искусством. У него не было ни связей, ни денег, чтобы дать сыну достойное образование. Однако же сын справился с этим сам.
Малый дворец в Царицыно.
В шестнадцатилетнем возрасте Баженов попал на восстановительные работы дворца Анненгоф, где требовались живописцы. Там юноше доверили расписывать печи под мрамор – работа не самая увлекательная, однако и в ней он показал себя с лучшей стороны. Руководитель реставрации, известный архитектор Дмитрий Ухтомский, обратил на него внимание, завел с ним дружбу, увидел его рисунки и решил поспособствовать карьере молодого художника. Ухтомский принял Баженова в первую в России архитектурную школу, а затем поспособствовал его поступлению в гимназию при Московском университете.
Проект перестройки Московского кремля.
В 1758 году Баженов стал одним из первых студентов Академии художеств в Петербурге, а спустя год, по-видимому, создал свой первый проект. Затем учился в Париже, а в Риме стал членом Академии святого Луки… В России Баженов получил звание академика и первые крупные заказы, в том числе проект постройки Института благородных девиц и легендарный проект перестройки Московского кремля, которым горел и сам архитектор, и пригласившая его для работы императрица Екатерина II. Это была работа, которой позавидовали бы современные урбанисты – рациональная планировка улиц, площадей, памятных мест и набережных, но… Цепь роковых событий помешала воплотиться в жизнь этим амбициозным проектам.
Готическое Царицыно
Один из Кавалерских корпусов.
В середине 1770-х Екатерина II предложила Баженову разработать проект перестройки усадьбы в Царицыно. Она подписала его эскизы без единой правки, едва взглянув. На десять лет он буквально поселился там. Камень за камнем возводились дворцы, мостики, башенки в стиле псевдоготики… Однако в 1785 году императрица внезапно приказала снести два уже почти завершенных дворца и отстранила Василия Ивановича от работы. Причин здесь называют множество. Кто-то связывает эту немилость с тем, что Баженов был открытым масоном и использовал масонскую символику в декоре зданий, а императрица не жаловала тайные (и явные) общества, кто-то указывает на его близость с сыном императрицы, Павлом, в котором она не видела достойного наследника престола… Впрочем, одна из построек Баженова действительно тесно связана с именем Павла – Михайловский замок.
Тайны Михайловского замка
Михайловский замок.
Цесаревич Павел был склонен к мистицизму, любил называть свои личные дворцы «замками» и давать им неожиданные имена. Да и место было выбрано неслучайно – здесь во время переворота 1762 года была провозглашена императрицей Екатерина II. Над проектом трудились многие архитекторы и художники, активное участие принимал сам Павел, однако первый проект был разработан именно Баженовым. Постройка по его плану уже началась, когда архитектор… снова был отстранен от работы. На сей раз он позволил себе покритиковать идеи Павла, которому это, разумеется, не понравилось.
Вид сверху.
Впрочем, это не означало опалы и разрыва отношений – уже после смерти императрицы Павел жаловал Баженову генеральский чин, поместье и тысячу душ крепостных. В дальнейшем Павел I назначил Баженова вице-президентом Академии художеств и предложил ему создать фундаментальный труд о русском зодчестве, однако архитектор, будучи достаточно известным как теоретик, эту работу выполнить не успел – в 1799 году он скончался.
Московские особняки
Дом Пашкова.
Дом Пашкова фигурирует в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», стал одним из символов Москвы и часто указывается как самая известная постройка Баженова. Только вот документов, подтверждающих его авторство, не сохранилось – лишь характерный стиль, совмещающий элементы барокко и классицизма. Правда, к современному облику здания приложил руку архитектор Осип Бове, поскольку оно пострадало при пожаре 1812 года.
Усадьба Румянцева-Задунайского на Маросейке.
Еще один приписываемый Баженову особняк – усадьба Румянцева-Задунайского на Маросейке, строгое по форме, но богато декорированное (правда, скульптуры появились уже в XIX веке) здание, бывшее в свое время центром притяжения московских поэтов, философов и художников.
Церкви Баженова
Всехскорбященская церковь.
С именем Баженова связывают и несколько религиозных построек. Одна из них – это Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. В 1830-х основной объем церкви был перестроен все тем же Осипом Бове, и трудно сказать, какая часть авторской работы Баженова была сохранена. Сочетание классицистических, барочных и неоготических мотивов позволяет исследователям предположить, что Баженов принимал непосредственное участие в строительстве Владимирского храма в усадьбе Быково. Овальная в плане, постройка облицована белым камнем и увенчана несколькими шпилями.
Церковь в усадьбе Быково.
Ряд построек, приписываемых Баженову, не удается связать с ним никак – ни стилистически, ни документально. Однако Баженов оказался неким символом русской архитектуры, таинственным непризнанным гением, жертвой политических игр, и отсылки к нему позволяли привлечь внимание чиновников к аварийному состоянию многих исторических зданий. Василий Иванович Баженов при жизни стремился всем сердцем послужить родной стране – и даже после смерти, став фигурой почти мифологической, сумел это сделать.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/110622/53517/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий