Что особенного можно увидеть на картинах Эль Греко такого, и Почему искусствоведы называют его великим пророком
Кем был на самом деле великий живописец Эль Греко? Откуда пришёл и как жил? Этими вопросами часто задаются не только именитые искусствоведы, но и простые зрители его неземных полотен. Испанский художник на заре своей карьеры вдохновлялся византийской иконной традицией, после ранним испанским и итальянским Возрождением. В итоге он создал собственный неподражаемый стиль, который превзошёл все традиции искусства тех времён. Эль Греко был не просто художником, он был творцом истории.
История становления гения
Эль Греко всегда именуют испанским художником. На самом деле в самом имени его лежит разгадка происхождения. Он появился на свет 1 октября 1541 года на греческом острове Крит. При рождении получил имя - Доменикос Теотокопулос.
Урождённый Доменикос Теотокопулос, известный как Эль Греко.
Ещё подростком мальчик начал обучаться на иконописца. Начинал с религиозных портретов. После учёбы несколько церквей заказывали ему иконы. Поначалу он следовал всем традициям, но со временем его маньеристский стиль стремился выйти за рамки художественного изображения природы к более глубокому психологическому пониманию религиозных и мифологических тем. Самобытность Эль Греко в итоге превзошла любой из традиционных стилей. В своём стремлении к совершенству он отправился в город мечты — Венецию. Там он познакомился с зарождающимся искусством итальянского Возрождения. Работал с величайшим художником того времени Тицианом в его мастерской. Поначалу особого успеха картины Эль Греко не имели.
Портрет Эль Греко между 1870 и 1871 годами.
Через три года художник принимает решение переехать в Рим. Там его приютил богатый меценат кардинал Алессандро Фарнезе. Художник смог открыть свою мастерскую и взять нескольких учеников. Всё это время он оттачивал свой неповторимый стиль. Вскоре он увлёкся маньеризмом и отказался от традиционных художественных принципов, таких как естественный реализм, баланс и пропорция, в пользу удлинённых и подвижных форм искусства эпохи Возрождения, смешанных с жестами и перспективами маньеристов. Таким образом, Эль Греко смог создать в своих работах ощущение религиозного, эмоционального и психологического напряжения за счёт применения нереалистичных цветов и искусственных искажений.
Несмотря на всё это, заказов у художника было на то время крайне мало. Историки связывают это с тем, что он открыто критиковал творчество Микеланджело, который скончался всего за несколько лет до этого и пользовался большим уважением в городе. Он имел смелость утверждать, что легко мог бы создать что-то лучшее и более христианское, чем изображение Страшного суда Микеланджело (1541 г.).
В поисках вдохновения Эль Греко отправился в испанский город Мадрид, потом в Толедо. Последний считался тогда историческим центром торговли, религии и искусства. Именно здесь он и получил прозвище «Эль Греко». На испанском это означает «грек». Тогда было в порядке вещей называть людей согласно месту откуда они родом. Художник гордился своим происхождением и подписывал свои картины по-гречески.
«Страшный суд» (1536–1541) Микеланджело. / Фото: Wikimedia Commons.
Подпись Эль Греко на его картине «Святой Франциск на коленях» (около 1595–1600 годов).
Личная жизнь и долгожданная слава
О личной жизни художника практически ничего неизвестно. Испанский период творчества лишь ознаменовался переходом Эль Греко в католицизм. Он был очень религиозен и стремился поднять своё ремесло от простого эстетического изображения до чего-то, что воплощало концепции более высокого духовного царства. Из-за этого желания поднять своё искусство до уровня чего-то гораздо большего, чем его современники, Эль Греко считают модернистом и новатором той эпохи.
Однако многие в те времена сочли бы его элитарным. Он считал себя проводником вселенной, чья работа заключалась в том, чтобы наполнять общество своими произведениями искусства, возвышать человеческую душу. Только избранные, такие как он, могли понять язык искусства как такового, которое рождалось на небесах.
Крупный план картины Эль Греко «Христос, несущий крест» (около 1602 года). / Фото: Wikimedia Commons
Самый могущественный и богатый европейский правитель той эпохи, король Филипп V, поручил в то время Эль Греко рисовать для него. Это было то, к чему художник стремился со времён своего пребывания на Крите. Однако в итоге королю не понравилось творчество, художника он не оценил, и отправил обратно в Толедо. Несмотря на яростную критику его стиля, Эль Греко продолжал рисовать в своей уникальной манере, наотрез отказываясь менять манеру письма. Он был слепо предан своему видению. Наступило время и работы художника по достоинству оценили. Его начали нанимать не только как живописца, но и как архитектора и скульптора. К сожалению примеров работ история не знает.
Как человек эпохи Возрождения, Эль Греко был не только творческим, но также культурным и знающим. Его личная библиотека содержала всю классическую греческую, испанскую, римскую и латинскую литературу. Гениального живописца очень часто представляют каким-то отшельником и асоциалом. Это далеко не так. Эль Греко был довольно успешным и проницательным дельцом, вполне сравнимым с Рубенсом и Тицианом.
Подпись Эль Греко, около 1560-1565 годов.
Поздние годы
В 1585 году Эль Греко переехал во дворец маркиза де Вильены. Та ему предоставили огромную мастерскую, где он мог творить. Здесь он не только писал свои картины, но и общался со многими другими известными личностями того времени: писателями, духовенством и учёными. Многие из его самых известных шедевров были созданы на этом плодотворном этапе. Почти два десятилетия он вёл весьма комфортную жизнь, но в 1614 году внезапно заболел и попал в больницу Тавера. Здесь он и скончался 7 апреля того же года.
Вид Толедо (около 1596-1600 годов) работы Эль Греко.
«Благовещение » (1614 г.) Эль Греко, нарисованное им в больнице Тавера в Мадриде, Испания. / Фото: Wikimedia Commons.
Несмотря на то, что Эль Греко был одной из самых выдающихся фигур испанского Возрождения, солидного состояния он по себе не оставил. Его стиль оказал огромное влияние на искусство в 15 и 16 веках. В настоящее время он считается одним из величайших художников и провидцев своей эпохи, но при его жизни его в высшей степени индивидуалистические работы встречали с большим замешательством и неохотой. Полотна художника искусствоведы сейчас гордо именуют пророческими. Благодаря писателям, коллекционерам и художникам движения романтизма в 19 веке, искусство Эль Греко было возвращено в центр внимания общественности.
Святой Франциск Ассизский в экстазе, Эль Греко. / Фото: Wikimedia Commons.
Наследие гения
В 20 веке настал момент, когда работы Эль Греко можно было рассматривать и восхищаться с исторической точки зрения. Вдохновлённые композиционными аранжировками и особым стилем мастера, художники заложили основу для исследования геометрических форм и единой перспективы под разными углами кубизма. Под сильным влиянием Эль Греко находился, например, Пабло Пикассо. Он считал работы испанского живописца невероятно новаторскими для своего времени и безмерно восхищался его стилем.
Эль Греко проложил путь современному искусству своим подходом, который отклонялся от натуралистических изображений к искусству, основанному на внутренней драме, смелом использовании цветов, свободно плавных фигурах и эмоциях. Мастерство художника также проложило путь экспрессионистскому движению, включив его более органичное использование формы и цвета. Подобное можно наблюдать в работах Винсента Ван Гога. Больше всего, конечно, Эль Греко помнят за духовные аспекты его искусства.
Дворянин с рукой на груди (около 1580 года), Эль Греко. / Фото: Wikimedia Commons.
Эль Греко больше всего отличало от других художников его эпохи уникальное применение краски. Его картины, казалось, были нарисованы мелом. Также фигуры всегда были удлинёнными. Самобытный стиль включал в себя византийские традиции, но также отличался от более типичных традиций классического искусства. Художник стремился к той форме выражения, в которой больше внимания уделялось использованию интуиции и воображения, чем предметным изображениям.
Чтобы бросить вызов статус-кво, он использовал в своих работах такие методы, как экстремальный ракурс. Его работа характеризовалась стилем, который выражал, а не описывал сцену и её предметы. Достигал он этого за счет неестественного применения цвета и странных сопоставлений, таких как выбор создания секций бликов рядом с толстыми и тёмными контурами.
«Святая Троица» (около 1579 года), Эль Греко. / Фото: Wikimedia Commons.
Не совсем натуралистическая эстетика Эль Греко по сей день вызывает очень эмоциональный отклик у зрителей.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/081022/54433/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий