В чем смысл и странности одной из самых закрытых для иностранцев религий мира: синтоизм
Полностью перенять философию японцев европейцу, видимо, недоступно. Но можно хотя бы немного приблизиться к пониманию того, как жители Страны восходящего солнца воспринимают окружающий мир и других людей, почему уважают камни и водопады и избегают мяса и алкоголя, насколько выраженной считают границу между живым и мертвым. Многое проясняет синтоизм – религия, к которой принадлежат практически все японцы и практически никто другой, помимо японцев, не принадлежит.
История появления синтоизма
Несмотря на свою самобытность, синтоизм зародился и развивался по общему для ранних религий сценарию. В нем многое напоминает язычество – природные объекты и силы получают имя и наделяются индивидуальностью, сходной с человеческой, стихии якобы могут внимать человеческим мольбам и идти навстречу им или наоборот. Но если язычество либо осталось в далеком прошлом развитых цивилизаций, либо свойственно племенам, еще живущим родовыми общинами, то синтоизм благополучно существует и в современной Японии, с ее уровнем развития как в технологическом, так и в культурном отношении.
Зародился он уже очень давно, в период Яёй, который длился с III века до новой эры до III века. Тогда названия у этой религии не было – оно впервые появилось в манускриптах VIII века, став результатом объединения двух иероглифов – «син» и «до», или «то». Последний означал «путь», а вот «син», в другом варианте – «ками», можно перевести как «божество». Вера в ками, божественную сущность, которая может принадлежать любому природному объекту, явлению и даже человеку, и составляет основу мировоззрения синтоистов.
Ворота - тории - у синтоистского святилища. Источник: pinterest.com
Ками – нечто невидимое, не имеющее формы, что-то вроде «души», которая может находиться внутри дерева, водоема, зверя или птицы; даже ветру или засухе бывают присущи свои ками. На вопрос, каким был самый первый ками, синтоизм отвечает по-разному, но самым распространенным вариантом легенды стала та, что рассказывает о небесных ками Идзанаги и Идзанами, они якобы и создали японские острова и породили другие ками. Главным стала Аматэрасу, богиня солнца.
Поклонение богам-ками
Четких правил и канонов в синтоизме нет, что неудивительно, ведь традиции, определявшие его развитие, складывались в каждой местности свои, для каждой общины особенные. Главное, к чему сводились верования японцев, – почитание природы. Для проведения ритуалов и обрядов требовалось священное пространство, святилище – оно получило название дзинцзя. В своем самом древнем варианте дзинцзя представляло собой огороженный веревкой четырехугольник земли, покрытой мелкими камешками и окруженной большими. В центре размещался камень, столб или дерево – воплощение ками.
Священное время подразумевало те часы, которые отданы поклонению ками в святилище – для этого жрецами или просто жителями общины проводились специальные обряды, включая и подношения богам – в виде пищи. Число святилищ на территории Японии очень велико – около ста тысяч. Попасть на храмовую землю можно через ворота, тории, которые стали и символом синтоизма. На территории дзинцзя существуют и специальные сооружения – часто синтоистские храмы объединены с буддистскими.
На протяжении веков ритуалы синтоизма менялись многократно, сохраняя собственные традиции для каждого отдельного поселения
Буддизм, пришедший на японские острова в VI веке, и сам воздействовал на синтоистские верования, и испытывал, в свою очередь, их влияние на себя. Разделить два этих типа мировоззрения для японцев невозможно, делаются даже попытки привязать возникновение синтоизма к одному из древних ответвлений буддизма. Нельзя забывать и о конфуцианстве, тоже когда-то пришедшем с материка – не религии, но комплексе этических представлений о мире и о человеке; оно не вытеснило синтоизм и не проиграло ему в борьбе за мировоззрение японцев, а только дополнило его.
Согласно легендам, император был прямым потомком Аматэрасу и приравнивался к ками, поэтому верховная власть как часть общего порядка вещей поддерживалась синтоизмом на протяжении столетий. В период Мэйдзи – с 1868 по 1912 годы – он даже стал на некоторое время государственной религией. Благодаря императорам в разрозненную систему многочисленных ками постарались внести порядок, присвоив каждому свой ранг, как у чиновников.
Праздники и ритуалы для скучающих ками и всех остальных
Синтоизм не проводит особого различия между добром и злом: есть просто разные силы с разными стремлениями. Добродетельная жизнь для человека сводится к восприятию мира таким, какой он есть, к поддержанию его гармонии, уважению к окружающим, искренним и дружелюбным отношениям с ними. Злом, соответственно, считается в ценностях синтоизма то, что разрушает гармонию, нарушает порядок, мешает служению ками, и что выражается в виде злобы, нетерпимости, эгоизма.
Японцы верят, что мир изначально наполнен лишь добром, а зло в него привнесено злыми духами, демонами, оно, как болезнь, может поражать мир и каждого человека. Избежать этого помогает, помимо прочего, честное восприятие действительности, чтобы сердце было «подобно зеркалу», и определение своего собственного естественного места в мире, согласно своим побуждениям, своим поступкам.
Некоторые фестивали, например, Гион-мацури, собирают до миллиона зрителей
Очень важная заповедь – духовная чистота, противоположность ей – кэгарэ, то есть «скверна, загрязнение», она возникает при накоплении большого количества «цуми», грехов. Кэгарэ следует всячески избегать, а в качестве очищения соблюдать в течение некоторого времени, например, месяца, ряд ограничений: не употреблять в пищу мясные продукты, не пить алкогольные напитки, никак не соприкасаться со смертью, болезнью, кровью, даже не употреблять некоторых слов. В силу этого женщины, как и в других религиях, могли считаться нечистыми и порой не допускались в святилище.
В отношении ками издавна было принято не только преподносить материальные подарки, но и устраивать целые праздники, мацури, шумные и яркие карнавалы – считается, что это веселит божеств. Мацури и сейчас включают в себя ритуальную часть, связанную с «путешествием» объекта, в котором обитает ками – считается, что это наполняет его силой. Но для японцев, как и для гостей страны, эти фестивали, особенно крупные, проходящие в Токио и других больших городах, это главным образом способ весело провести время.
Синтоизм настолько прочно встроен в национальный характер японцев, что неотделим от их культуры и повседневной жизни. Философия созерцания и простой красоты, на которой основано японское искусство, тесно связана с верованиями синто, да и массовая культура охотно перенимает древние символы и названия, чтобы обыгрывать их – в аниме ли, в манга или в компьютерных играх.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/101022/54449/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий