Рисовала как Пикассо, любила «людоеда» Риверу до Фриды, позировала Модильяни: Русская муза Парижа Маревна
Она была не просто русской музой Парижа…. Маревна, Мария Воробьева-Стебельская была непосредственной участницей времени великих перемен в искусстве. Ей восхищались, с ней дружили, её любили Амедео Модильяни, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Хаим Сутин, Анри Матисс, Диего Ривера. Бесшабашная молодость и обеспеченная старость – этого ли недостаточно, чтобы на склоне лет предаваться ностальгическим воспоминаниям и писать книги о Монпарнасе и его персонажах. Жаль, что только одна из книг Маревны - «Моя жизнь с художниками «Улья»» - была издана в России и то обидно маленьким тиражом.
Сегодня имена многих талантливых людей, оставшихся в истории искусства, которые покинули Россию в начале XX века, забыты. Одна из них - Мария Воробьева-Стебельская (Маревна), на Родине недооцененная. Вспомнили о ней на Родине, пожалуй, только после того, как в 2011 году на выставке ГМИИ им. А. С. Пушкина разгорелась дискуссия по поводу подлинности «Портрета Маревны» кисти Модильяни. Ведущие специалисты мира тогда доказали бесспорность авторства и сегодня этого полотна, который оценивается сегодня на рынке искусства в 9 млн долларов.
Кто такая Маревна и как всё начиналось
История это мажет показаться просто фантастической – незаконнорождённая девочка из Чувашии оказалась в гуще событий истории искусства начала 20-го столетия. Её рождение – плод любви провинциальной актрисы и польского аристократа Бронислава Стебельского. Мать, спасая собственную репутацию, отказалась от девочки сразу после рождения. А отец уехал с новорожденной малышкой в Грузию. В Тифлисе он работал лесничим. В 1907 – 1908 году Мария посещала Тифлисскую школу изящных искусств, а в 1910, когда её было 17, поступила в Строгановской училище в Москве. Правда, совсем скоро она очутилась в Италии, где познакомилась с Максимом Горьким. Она жила у него на Капри, и он-то и наградил её сказочным псевдонимом «Маревна».
Максим Горький наградил её сказочным псевдонимом «Маревна». / Фото: allpainters.ru
В 20 она приезжает в Париж, чтобы учиться живописи и с головой погружается в атмосферу богемного Монпарнаса с его нищими мастерскими будущих основоположников современного искусства. Париж – это начало её невероятных приключений. Маревна ещё и не догадывается, что ей доведётся пережить 2 мировых войны и несчастную любовь.
Бесконечные романы и работа до изнеможения
Она во всём шла до края...
В мужском внимании Маревна никогда не испытывала недостатка. К тому же всё её мужчины были художниками, чьи имена сегодня известны на весь мир: Пикассо, Модильяни, Сутин, Кислинг, Ривера... Позже сама Маревна вспоминала: «Всем своим телом и душой я нетерпеливо и с любопытством ждала встречи с мужчиной, который внушил бы мне доверие и сделал меня женщиной, а не рабой. …Ни в одном из окружающих меня мужчин — и видит Бог, было их немало — я не узнавала «мужчину моей жизни». С кем-то она дружила, с кем-то позволяла себе близкие отношения, и даже страстная любовь была родом с Монпарнаса – пристанища талантов и гениев.
Маревна. Семья (Портрет Марики с кошкой и собаками). 1972 / Фото: arthistoryonline.ru
Богемная атмосфера Монпарнаса поглотила её полностью. В одном из своих романов она описывала, как накурившийся гашиша Модильяни снял с себя всю одежу и кричал: «Смотрите на великолепный образец Возрождения». Впрочем, и сама Маревна позволяла себя экстравагантные выходки. На вечеринке она могла облачиться в мужской костюм, вымазать лицо чёрной краской, а в кармане брюк прятать банан. Она признавалась, что больше всего боялась показаться ханжой. Как-то на балу в Парижской академии искусств, она стала свидетелем настоящей оргии. От стыда Маревна расплакалась, что страх того, что она может потерять расположение друзей, заставил её остаться.
Маревна. Танец хасидов на празднике Хануки. 1970 / Фото: arthistoryonline.ru
Она во всём шла до края – развлекалась без устали и работала до голодных обмороков. Именно Маревна – первая женщина, которая писала картины в стиле кубизма Пикасо. И именно она, вдохновившись пуантилизмом Сёра, создала новый стиль - «дименсионализм», ставший синтезом двух этих техник. И всё же она была в первую очередь женщиной, и её жизнь наполняла череда бесконечных романов, пока она не встретила свою настоящую, ставшую роковой, любовь.
Роковая любовь Маревны
Диего Ривера, тот самый мексиканский художник, который сделал знаменитой и несчастной Фриду Кало, оказавшись в Париже, просто не мог пройти мимо очаровательной миниатюрной Маревны. Хотя в то время он был связан узами брака с русской художницей Ангелиной Беловой. Ведь не зря его называли «людоедом» - женщин он покорял безжалостно и страстно.
В своих воспоминаниях Маревна писала, что не заметить гиганта Диего было просто невозможно: «Он не был красив, но внешне напоминал высокого сарацина, был настоящим колоссом. Наша встреча случилась на вечере в кафе «Cupole». Ривера втолкнул меня в отдельную комнату и приготовил питье, добавив в бокал шампанского капли нашей крови: индейский обычай, по его словам, который должен связать нас для вечности. Мы опустошили кубок, глядя в глаза друг другу: было это шуткой или настоящим колдовством?»
Маревна. Портрет Пабло Пикассо. 1956
С этой встречи началась история любовного треугольника. Ангелина Белова была беременна и скоро родила Ревере сына. Мальчик прожил чуть больше года. Но Диего был слишком увлечён своей новой возлюбленной, чтобы переживать по этому поводу. Правда, как только Маревна забеременела, он охладел к ней. Свой дело сделала и ревность Диего, подогреваемая историями о бывших любовниках Маревны. Да ещё и Пикассо постоянно заставлял его ревновать, когда поглаживал беременных живот Маревны со словами «это моё». В последствии дочь Диего так и не признал.
Маревна с дочерью Марикой, которую Ривера так и не признал.
Чтобы содержать дочь, помимо живописи Маревна занялась декоративно-прикладным искусством. Художница стала сотрудничать с одним из ключевых иммигрантских модных домов того времени — «Ирфе», основанным Ириной и Феликсом Юсуповыми. Она же делала эскизы для Поля Пуаре. Маревна делала расписные шали, плела декоративные пояса, занималась ручным ткачеством, и участвовала в выставках. В 1925 году на международной выставке декоративно-прикладного искусства в Париже работы художницы выставляли в павильоне СССР.
Марика Ривера часто позировала матери.
Дочь Марика стала моделью для многих известных портретов матери, а став киноактрисой, взяла фамилию отца.
Признание
В 1929 году прошла первая персональная выставка Маревны. В 1936 года переезжает на Лазурный берег, и там в галерее агента Модильяни Леопольда Зборовски проходит ещё одна выставка художницы. В 1942 году Маревна представляет свои картины в галерее Лондона, а через 6 лет перебирается туда жить.
В России её имя было забыто вплоть до 2004 года, когда в Третьяковке состоялась выставка, а на полках книжных магазинов появились её мемуары. Её первая книга «Жизнь в двух мирах» вышла еще в 1962 году, «Моя жизнь с художниками «Улья»» была опубликована в 1974 году, после были изданы «Воспоминания кочевницы». В 1984 году, в возрасте 92 лет, Маревна скончалась.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/021122/54654/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий