Расправа с соперниками, дружба с Медичи, брак со служанкой и другие малоизвестные факты о великом скульпторе Челлини
Выдающийся, но ныне позабытый скульптор итальянского Возрождения Бенвенуто Челлини был ювелиром, поэтом, солдатом, музыкантом, убийцей, некромантом, священником и похитителем как мужских, так и женских сердец. Его жизнь была похожа на самый настоящий блокбастер, объединивший в себе комедию, трагедию, боевик и триллер. И совсем неудивительно, что его автобиография до сих пор вызывает повышенное внимание, ведь там полным-полно пикантных подробностей, о которых и пойдёт речь.
Предыстория
Слева направо: Бюст Бенвенуто Челлини на Понте-Веккьо, Флоренция. \ Статуя Челлини, площадь Уффици, Флоренция.
Творчество Бенвенуто — это не только идиллический золотой век гармонии и красоты, а период, характеризующийся политическими и религиозными конфликтами, а также жестоким художественным соперничеством. Несмотря на то, что Челлини сейчас в значительной степени игнорируется как художник в пользу его непосредственных предшественников Леонардо да Винчи и Микеланджело, он оставил после себя одну из первых и, безусловно, самых драматичных и интимных автобиографий, когда-либо написанных художником.
«Моя жизнь» — это грандиозный, скандальный и хвастливый рассказ об искусстве и обществе шестнадцатого века. Она в значительной степени основана на жизни в родной Флоренции художника, но также охватывает его карьеру, проведённую в Риме, Венеции, Мантуе, Ферраре и Сиене, а также Париже и Фонтенбло.
Сальера, Бенвенуто Челлини, 1540–1543 годы, Париж. \ Фото: i.pinimg.com.
Сравнивая «Мою жизнь» Челлини с сохранившимися историческими записями, можно проследить тонкую грань между фактами и вымыслами, которые, ловко переплетаясь между собой, образуют захватывающую дух историю. В автобиографии художника ярко описаны его схватки с соперниками, где он убил по меньшей мере троих. Но как бы там ни было, а ни один историк не принимает автобиографию за чистую монету, поскольку в большинстве случаев вымысел доминирует над правдой.
Медаль Челлини с портретом Климента VII. \ Фото: wikimedia.org.
Бенвенуто также пережил войну, тюремное заключение, отравление, сифилис и потерю многих членов своей семьи из-за чумы, которая была повседневной угрозой. Бенвенуто подружился с королями, папами и правителями Флоренции Медичи, которые прощали ему грехи, свято веря в то, что он создаёт искусство для них. И если верить словам Папы Павла III, то такие люди, как Челлини, уникальные в своей профессии, не должны подчиняться закону.
Творческий путь и разгульный образ жизни
Слева направо: Распятие, Бенвенуто Челлини, монастырь Эль Эскориал.\ Бюст Бенвенуто Челлини (Понте-Веккьо, Флоренция).
Для него фантазия и реальность с самого начала были размыты. В его автобиографии утверждается, что он родился во Флоренции в ночь на День всех святых ровно в половине пятого 1500 года. На самом деле он родился третьего ноября. Мир, в котором он появился на свет, уже менялся в политическом и художественном плане. Итальянский полуостров пятнадцатого века никогда не был единым государством, а скорее серией небольших республик и княжеств, которыми в основном правили тиранические кондотьеры, военные подрядчики или наёмники. Эти могущественные фигуры дали начало великому искусству, поскольку они поручали художникам создавать для них фантастические произведения в городах-государствах, включая Флоренцию, Феррару, Мантую и Милан. Но итальянские войны, начавшиеся с французского вторжения в 1494 году, изменили политический баланс этих творчески враждующих городов, принеся в регион французскую и испанскую имперскую власть, а вместе с ней и изменения в художественном производстве. Бенвенуто вырос, работая на покровителей многих из этих группировок, и это повлияло на его искусство.
Слева направо: Бородатый мужчина, Бенвенуто Челлини. \ Серия портретов выдающихся мужчин: Бенвенуто Челлини.
Первоначально его отец хотел, чтобы он пошел по его стопам в качестве музыканта, работающего при флорентийском дворе Медичи. Несмотря на то, что он стал опытным игроком на флейте и корнете, Бенвенуто, как и многие начинающие художники до него, решил учиться на ювелира. Подростком он работал в Сиене, Болонье и Пизе, прежде чем поступить в престижную флорентийскую гильдию ювелиров. В 1523 году против него было выдвинуто первое из многих обвинений в запрещённых нетрадиционных отношениях и насилии. Его обвинили в содомии с Доменико ди Джулиано да Рипа, а также он оказался втянут в кровную вражду с семьёй Гуасконти и за убийство одного из её членов скульптор был приговорён к смертной казни.
Бенвенуто Челлини: Персей с головой Медузы, детали.
Он бежал в Рим и основал там собственное ювелирное дело, заручившись поддержкой и покровительством Джулио де Медичи. Ещё один увлекательный момент из жизни скульптора связан с его заклятым врагом, сыном папы Павла III Пьером Луиджи Фарнезе, который немедленно заточил Бенвенуто в замок Святого Ангела. Ему было предъявлено обвинение в краже папских драгоценностей во время разграбления. В одном из самых ярких и душераздирающих рассказов о тюремном заключении, написанном в этот период, Бенвенуто описывает попытки отравить его, а также то, как он практически всё время читал Библию и, по-видимому, пережил чудесное обращение, включая галлюцинаторные видения Христа, в которых он был «схвачен этим Невидимым Существом и унесён, словно ветром». Когда вокруг него закрутились папские махинации, могущественные покровители, такие как кардинал Ипполито д'Эсте и священник из Феррары, наконец добились его освобождения. Получив свободу, он решил вернуться во Францию и воспользоваться покровительством Франциска I. Но, покинув Флоренцию, он отправился в Сиену, где убил почтмейстера.
Ганимед, Бенвенуто Челлини.
Годы, проведённые им в Париже и Фонтенбло, где он работал на французского короля, были одними из самых счастливых и продуктивных для него. Он начал работать над более крупными скульптурными проектами по настоянию Франциска I, который стремился показать, что его покровительство искусству соперничает с покровительством папы римского и его великого противника, императора Священной Римской империи Карла V. Ко всему прочему он работал над большими скульптурами в классическом стиле, но, как всегда, его буквально на каждом шагу подстерегали неприятности. Одна из его моделей забеременела от него (закономерность, которая будет повторяться снова и снова в его последние годы) и родила ему его первую дочь. После этого Бенвенуто открыто поссорился с любовницей Франциска I и снова был обвинён в содомии, но на этот раз с женщиной.
Заключение
Обратная сторона Персия (предположительно с портретом Челлини). \ Фото: i.pinimg.com.
Но как только ему удалось добиться славы и восхищения критиков, которых он так жаждал, Бенвенуто в очередной раз всё испортил, на этот раз напав на конкурирующего ювелира и серьёзно ранив его. Он был арестован и брошен в тюрьму. Освобождённый под залог, всего через несколько месяцев он снова был обвинён в содомии. На этот раз судебные протоколы показывают, что обвинение исходило от ученицы, по словам которой Челлини постоянно принуждал её вступать с ним в интимные связи.
Франциск I в мастерской Бенвенуто Челлини, картина Франческо Подести, настенное искусство 1839 года. \ Фото: i.pinimg.com.
Как бы забавно и одновременно прискорбно это не звучало, но скульптор признал себя виновным и был приговорён к четырём годам тюремного заключения. Тем не менее его новый покровитель Козимо заменил приговор домашним арестом, но пострадавшая репутация скульптора так и не восстановилась полностью. Он был запятнан обвинением в содомии, и молодые художники стремились занять его место.
Бенвенуто Челлини, Амос Кассиоли. \ Фото: commons.wikimedia.org.
По иронии судьбы, череда обвинений вдохновила его на написание автобиографии. Он женился на своей служанке, но зачал детей от моделей и слуг. Он демонстративно обратился к религии, работая над мраморным распятием в натуральную величину. Бенвенуто стал испорченным товаром, на смену которому пришли более молодые и интересные скульпторы. Бенвенуто с головой погрузился в домашнюю жизнь, которая, раз за разом выходя из-под контроля, становилась более бурной и эксцентричной. Он принял религиозные обеты, но отказался от них через пару лет, вероятно, сочтя жизнь священника менее захватывающей, чем он надеялся.
Бенвенуто Челлини, Генри Станиер. \ Фото: artuk.org.
По мере того как его влияние при дворе Медичи ослабевало, он по-прежнему продолжал ссориться со всеми, с кем мог. Тем не менее ему удалось найти дальнейшее прибежище в писательстве, работая над трактатами о скульптуре и ювелирном деле. Он умер тринадцатого февраля 1571 года и был похоронен два дня спустя со всеми почестями и церемониями, которые только могло ему предоставить государство. В надгробной речи восхвалялся прекрасный характер несравненно добродетельной жизни Челлини, что в свою очередь является одной из многих великих ироний этого самого выдающегося художника эпохи Возрождения.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/011122/54603/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий