Танец на картинах художников прошлого: От крестьянских праздников до классического балета
Танец – древнейшая форма творчества, некогда – часть магических ритуалов, а сегодня – вид искусства и спортивная дисциплина, способ улучшить свое физическое и ментальное здоровье и, в конце концов, возможность отдохнуть, развлечься и завести новые знакомства. А для художников во все времена танец был интереснейшей темой для набросков, этюдов и полноценных живописных произведений – здесь и непривычные в обычной жизни движения, и взаимодействия танцующих, и атмосфера особого события.
«Голубые танцовщицы», Эдгар Дега
Голубые танцовщицы.
Нарушим хронологию написания произведений и начнем с самых известных полотен. Безусловно, когда мы говорим о том, как художники воплощали танец на холсте, первыми на ум приходят «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега. Значительная часть творчества художника посвящена образам балерин. Сам он утверждал, что балерины вовсе не интересуют его как женщины – в чувственном смысле, но и как люди, как личности, тоже. А вот динамика их движений, сложность поз, изобретательность, которой требует создание композиции – все это становилось для него настоящим творческим вызовом. «Голубые танцовщицы» - одно из поздних произведений мастера, выполненное пастелью. В эти годы он уже страдал нарушением зрения, как многие его коллеги по импрессионистскому цеху, и именно тогда сила и мощь его художественной манеры проявились в полной мере. Он начал работать крупными пятнами, большими цветовыми поверхностями, нивелируя детали и отказываясь от всего незначительного, что позволяло достигать невероятной целостности образов, лаконизма композиционного строя, эмоциональной силы цвета. По мнению критиков, «Голубые танцовщицы» ознаменовали собой если не пик его творчества вообще, то лучшее воплощение «балетной» темы.
Танцы в работах Пьера Огюста Ренуара
Танец в деревне. Танец в городе.
Разумеется, среди импрессионистов, стремившихся отразить скоротечные, будто бы случайные моменты жизни в своих работах, Эдгар Дега не был одинок. Ренуар, гораздо более «осязаемый» автор, уделял внимание танцам и праздникам – веселящимся толпам, отдыхающим горожанам. В 1883 году Ренуар написал три картины, изображающие танцующие пары — «Танец в городе», «Танец в Буживале» и «Танец в деревне».
«Танец в деревне» и «Танец в городе» будто бы состоят в некой визуальной полемике друг с другом. Первая полна движения и жизни, вторая – спокойна, но почти чопорна. В первой художника интересует вихреобразная композиция, радостные лица танцующих (моделями были будущая жена художника и его друг, Поль Лот). Вторая полна холодных оттенков, а фактура платья женщины (это, кстати, Сюзанна Валадон – натурщица многих импрессионистов и сама выдающаяся художница) привлекает больше внимания, чем ее лицо.
Бал в Мулен де ла Галетт.
Картина «Бал в Мулен де ла Галетт», написанная в 1876 году, отличается от этой серии – в тот период художник работал над живописным отображением впечатления от массы танцующих и отдыхающих людей, движения солнечного света, состояния атмосферы.
«Танец жизни», Эдвард Мунк
Танец жизни.
А вот предтеча экспрессионизма, норвежский художник Эдвард Мунк, в своей картине «Танец жизни» не стремился к точной светопередаче и реалистичности движений. Это своего рода философское эссе о периодах человеческой жизни. Сам художник и ряд критиков (в интерпретациях различаются только имена женщин, оказавших влияние на создание полотна), утверждают, что «Танец жизни» посвящен его отношениям с возлюбленной. «В центре большой картины, написанной этим летом, я танцую со своей первой любовью; эта картина — воспоминание о ней. Слева белокурая девушка с улыбкой безнаказанности тянется за цветком любви. Справа женщина в трауре тревожно следит за танцующей парой. Она исключена из веселья — как был исключён и я, когда они танцевали...» - так писал сам Мунк.
«Крестьянский танец» Питера Брейгеля Старшего и Антуана Ватто
Крестьянский танец. Брейгель.
Брейгель Старший нередко обращался к сюжетам крестьянской жизни – что подтверждено его прозвищем «Мужицкий». Картина «Крестьянский танец» изображает сельский праздник – пара спешит присоединиться к хороводу, играют волынщики, кто-то уже перешел к более активному празднованию (а потому пьян и готов к ссоре), кто-то целуется, не прячась… Детальное воссоздание традиций, быта и костюма нидерландского крестьянства делает творчество Брейгеля важным историческим свидетельством, дошедшим до наших дней.
Крестьянский танец. Ватто.
А вот ключевой художник рококо, Антуан Ватто, пишет совершенно иной «Крестьянский танец». В живописи и мелкой пластике рококо часто появляются образы пастушек, пастушков и крестьянских парочек в связи с модой на сельский отдых и идеей «естественного человека» Руссо – однако они далеки от реалий трудового народа того времени. Нарядные, розовощекие, с золотыми кудрями, «простолюдины» в живописи рококо предаются незатейливым забавам, не теряя своего очарования.
«Старый балет», Константин Сомов
Старый балет.
Большим поклонником стиля рококо, как и многие «мирискусники», был Константин Сомов. Картина «Старый балет» была написана в 1923 году и продемонстрирована на выставке петроградского союза художников в США, организацией которой Сомов и занимался. Картина была приобретена нью-йоркским коллекционером, а сам художник из США отправился не обратно в СССР, а во Францию, к своему другу Мефодию Лукьянову, где и остался. Сегодня «Старый балет» выглядит как ностальгия по дореволюционной России.
«Деревенский танец», Филипп Малявин
Деревенский танец.
Ученик И.Е.Репина, русский импрессионист Филипп Андреевич Малявин, писал немало крестьянских образов – но, в отличие от художников «крестьянского быта», в суровой правде жизни стремился увидеть и яркость характеров, и буйство цвета, и потрясающую динамику народных танцев, хороводов, праздников. Впрочем, «крестьянский жанр» в живописи Малявина не сделал его «народным художником» при советской власти – в 1922 году он уехал в Европу и окончил свою жизнь в Ницце.
«Портрет танцовщицы Камарго», Никола Ланкре
Портрет танцовщицы Камарго.
Завершим, впрочем, красиво – камерной работой еще одного представителя рококо, Никола Ланкре, где изображена Мария-Анна Кюпп де Камарго – фактически изобретательница современного балета. Она придумала пуанты, скандально укоротила юбки и предложила множество новых па, сохранившихся до наших дней в классическом балете.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/310723/56941/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий