Почему автор мистических картин и вдохновитель великого Дега несколько лет провёл в изоляции: Гюстав Моро
Гюстав Моро начал свою карьеру как академический художник-одиночка во Франции. После периода добровольной изоляции он полностью переосмыслил себя, пережив беспрецедентное художественное возрождение. Сегодня его помнят как визионера, чьи насыщенные мистические картины бросили вызов статус-кво искусства конца девятнадцатого века. Его творчество оказало значительное влияние на символистское движение того времени, а его учение повлияло на будущее поколение художников-фовистов.
Ранние годы
Гюстав Моро — французский художник, представитель символизма.
Гюстав родился во Франции в 1826 году в семье отца-архитектора и матери-музыканта. Вскоре в артистической семье появился ещё один член — сестра Гюстава, Камилла. У Гюстава было благополучное детство; считалось, что он был болезненным ребёнком, и мать нянчилась с ним. Моро был отправлен в школу-интернат в 1836 году, как это было принято в то время, но вернулся домой после смерти своей сестры. Впоследствии он получил образование у своего отца, уделяя особое внимание классике. Интересуясь рисованием с детства, в возрасте пятнадцати лет он впервые посетил Рим. Путешествуя по Италии со своей матерью, тётей и дядей, мальчик впервые познакомился с византийским искусством, которое так сильно повлияло на его последующее творчество. Моро будет хранить альбом для зарисовок, который он заполнил во время этой поездки, до конца своей жизни. Закончив начальное образование, он стал готовиться к вступительным экзаменам в Школу изящных искусств в Париже под руководством художника Франсуа Пико, неоклассика, который также был наставником Александра Кабанеля.
Слева направо: Отце Гюстава Моро. \ Мать Гюстава Моро.
В 1846 году Гюстав был принят в Школу изящных искусств. Он проучился там три года, но ушёл после того, как не смог выиграть престижную римскую премию Prix de Rome - стипендию, предоставляющую французским студентам-искусствоведам возможность изучать старых мастеров в Италии. Моро добился небольшого успеха после окончания школы, но ход его карьеры изменился, когда его пути пересеклись с коллегой-художником Теодором Шассерио. Теодор провёл своё детство, обучаясь у Энгра, неоклассического академического мастера, и получил свою первую награду на Парижском салоне, когда ему было всего семнадцать лет.
Музей Гюстава Моро. \ Фото: en.wikipedia.org.
К тому времени, когда он познакомился с Гюставом в 1851 году, Теодор поссорился со своим давним наставником после того, как разочаровался в академическом искусстве. И он, и Моро были заинтригованы более романтичным искусством соперника Энгра, Эжена Делакруа. Молодые художники быстро подружились, работая в студиях по соседству друг с другом. 1852 год стал знаменательным для Гюстава. Одна из его картин, «Пьета», была принята для выставки в Парижском салоне, и его родители купили для него дом в Париже. Моро устроил студию на третьем этаже и наслаждался всем, что мог предложить город. К сожалению, Теодор скончался после болезни в 1856 году в возрасте тридцати семи лет.
Муза и возлюбленная
Александрин Дюре.
Гюстав вернулся в Италию после смерти своего хорошего друга, проведя два года в путешествиях и изучении старых мастеров. Именно в этом путешествии он познакомился с художником-реалистом и будущим импрессионистом Эдгаром Дега, с которым у него будет долгая профессиональная дружба (Дега даже напишет портрет Моро через несколько лет после их встречи). Хотя у них были совершенно разные художественные стили, Эдгар, как известно, ценил советы Гюстава.
Амур и музы, Гюстав Моро. \ Фото: i.pinimg.com.
Именно по возвращению в Париж в 1859 году Моро познакомится с женщиной, с которой проживет следующие тридцать лет — Аделаидой-Александрин Дюре. Подробности, связанные с близкими отношениями между Гюставом и Аделаидой, включая то, как пара познакомилась, туманны. Мнения о том, были ли их отношения платоническими, романтическими или интимными, разделились, причём некоторые предполагают, что Моро, возможно, был нетрадиционной ориентации и предпочитал мужчин. Как бы то ни было, эти двое никогда не жили вместе, и ни один из них никогда не был в браке.
Гюстав называл Аделаиду своим «лучшим и единственным другом».
Период одиночества
Эдип и Сфинкс, Гюстав Моро.
Гюстав выставил «Эдипа и Сфинкса» на Парижском салоне. Картина (быстро приобретённая принцем Наполеоном III) была невероятно хорошо принята, что побудило художника создать ещё несколько произведений в том же духе. Однако через несколько лет вкусы, по-видимому, изменились. Его работы, представленные на Салоне 1869 года, подверглись резкой критике, в результате чего художник отказался от выставок своих картин и погрузился в период крайней изоляции.
Слева направо: Саломея, музей Гюстава Моро, Париж, 1876 год. \ Фракийская девушка с головой Орфея на его лире, Музей Орсе, Париж, 1865 год.
В течение семи лет Гюстав уединялся в своей домашней студии, где он одержимо читал, учился и рисовал. Он мало с кем виделся, кроме Александрины и своей матери, с которыми оставался чрезвычайно близок. Он черпал вдохновение в византийском искусстве, религиозных и мифологических текстах, восточных орнаментах и эстетике. В конце его добровольного карантина искусство Моро эволюционировало во что-то совершенно новое; капризный, органичный, витиеватый, эзотерический стиль, который впоследствии стал известен как символизм.
Художественное возрождение
Саломея, танцующая перед Иродом, Гюстав Моро, 1876 год.
В 1876 году Гюстав снова ворвался на салонную сцену с увлекательной, провокационной презентацией двух работ: «Саломея, танцующая перед Иродом» и «Явление». Картины были великолепно выполнены, демонстрируя замысловатую архитектуру, религиозную иконографию и богатые ткани, расшитые золотом и инкрустированные драгоценными камнями. Произведения вызвали сенсацию. Это был не последний раз, когда Моро рисовал Саломею (соблазнительную библейскую фигуру, которая спровоцировала казнь Иоанна Крестителя). На самом деле художник стал известен благодаря рисованию печально известных роковых женщин. Конечно, были и недоброжелатели. Один критик сравнил тщательно продуманные новые картины Гюстава с загадками, сославшись на их «дотошный и претенциозный символизм» и «детский» орнамент. Тем не менее реакция на переосмысление Моро была в подавляющем большинстве положительной, и художник представил шесть картин на Всемирной выставке 1878 года в Париже. Он продолжил свой успех серией фантастических акварельных иллюстраций для серии «Басни» французского писателя Жана де Лафонтена и участием в последнем Парижском салоне.
Траур
Слева направо: Фаэтон, Гюстав Моро, Лувр, Париж, 1878 год. \ Юпитер и Семела, 1894-95 годы, музей Гюстава Моро, Париж
Следующее десятилетие станет для него периодом экстремальных взлётов и падений. В 1883 году он был введён во французский орден Почётного легиона за свой вклад во французское общество. Уже на следующий год умерла его любимая мать, погрузив художника в период сильного горя.
Пять лет спустя он был избран членом Академии изящных искусств — долгожданная честь. Два года спустя художник оплакивал смерть своей давней спутницы Александрины. После её кончины Гюстав необъяснимым образом сжёг их переписку, что вызвало дальнейшие спекуляции об их нетрадиционных отношениях. Позже он напишет «Орфея у могилы Эвридики» в её честь.
Пьета, Гюстав Моро. \ Фото: en.wikipedia.org.
Примерно в то же время Гюстав начал преподавать в студии, находящейся в ведении Академии. Среди его учеников были будущие знаменитые художники Анри Матисс и Жорж Руо, которым приписывают создание яркого, смелого стиля фовизм. В отличие от профессоров Академии, которые были до него, он поощрял своих студентов использовать своё воображение, экспериментировать с цветом и использовать свои собственные сильные стороны, а не перенимать его методы. Он также отправил их во французские музеи изучать и делать копии произведений искусства эпохи Возрождения, как делал это в юности.
Последние годы
Слева направо: История человечества (9 досок), 1886 год, музей Гюстава Моро, Париж. \ Туалет, Гюстав Моро.
Гюстав написал свой последний шедевр «Юпитер и Семела» в 1895 году. Три года спустя художник скончался от рака желудка в возрасте семидесяти двух лет. Он похоронен на кладбище Монмартр в Париже. Несмотря на то, что он вёл тихую жизнь, так и не добившись большой известности за пределами Франции, его влияние было заметным. Через два года после смерти Гюстава французский поэт кубинского происхождения Хосе-Мария де Эредиа опубликовал книгу сонетов, во многом вдохновлённую творчеством художника. Его 13-й сонет «Ясон и Медея» был специально посвящён Гюставу, который завершил одноименную картину в период своей изоляции.
Моро также оказал значительное влияние на сюрреалистическое движение, хотя оно возникло только через двадцать лет после его смерти. Выдающийся художник движения Андре Бретон сказал, что просмотр картин Гюстава в подростковом возрасте навсегда повлиял на его представление о любви. Когда современник Бретона Сальвадор Дали провёл пресс-конференцию, чтобы объявить об открытии своего театрального музея в Испании, он сделал это в доме-музее Гюстава во Франции.
Сон, Гюстав Моро. \ Фото: google.com.
Самое главное, что Моро с теплотой вспоминали его ученики. Жорж, предположительно любимец художника, даже создал литографию своего наставника спустя целых тридцать лет после его смерти. Гюстав завещал свой многоэтажный дом, наполненный более чем десятью тысячами произведений искусства в различных стадиях завершения, государству. Сейчас дом функционирует как музей, посвящённый художнику: его жизни, потрясающим работам и его наследию как основателя символистского искусства.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/010823/56926/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий