Красота сусального золота в искусстве: От Древнего Египта до наших дней




Золото манило людей на разных континентах и цивилизациях на протяжении тысячелетий. Независимо от местоположения, оно всегда почиталось за его физические и символические свойства, связанные с божественностью, потусторонностью, богатством и властью. А его редкость и необыкновенная красота привлекли внимание мастеров из различных сфер искусства. Пожалуй, это единственный металл, который не тускнеет со временем и подходит для многих видов искусства благодаря своей пластичности, поэтому часто используется как в керамике и архитектуре, так и в картинах/иконах.


Искусство сусального золота и религиозный опыт



Слева - пример подлинного сусального золота, справа - пример имитации сусального золота.

Золото ценилось больше, чем серебро и медь, и использовалось в различных художественных техниках и для изготовления различных изделий ремесленников от Древнего Египта до Китая, Индии и средневековой Европы. Современные художники также используют подлинное сусальное золото в своём искусстве, часто для того, чтобы подчеркнуть различные аспекты своих работ, необязательно связанные с религиозными идеалами. Независимо от периодов времени и намерений, золото присутствовало в художественных практиках на протяжении веков и будет оставаться таковым и в последующие десятилетия.




Примеры металлических листов, которые были обработаны химикатами и кислотами для получения различных цветов и узоров (иммитация золота).

Использование золота в искусстве и ремёслах насчитывает более пяти тысяч лет, причём древние египтяне разработали технику измельчения золота в тонкие пластинки, чтобы сделать его использование более экономичным. Метод выбивания золота был зафиксирован в иероглифах, и позже та же техника использовалась в средневековой Европе. Будучи искусными мастерами, они могли обрабатывать золото толщиной в один микрон (0,0001 см), а это говорит о том, что его чаще всего использовали на священных предметах, найденных в царских гробницах.




Слева направо: Юдифь, Густав Климт, 1901 год (фрагмент). \ Гравюра, изображающая процесс отбивки золота.

Последующее заметное использование сусального золота в истории произошло в византийском искусстве (с четвёртого по пятнадцатый век). Религиозные картины и мозаики часто были позолочены, что создавало трансцендентный эффект в церквях, освещённых свечами. Лучшие образцы мастерства работы с сусальным золотом сегодня можно увидеть в Соборе Святой Софии в Стамбуле. Бывшая церковь, ставшая мечетью, украшена золотой мозаикой, изготовленной из двадцати миллионов золотых плиток, которые в основном используются для фона религиозных сцен и нимбов святых.




Слева направо: Поцелуй Иуды, Джотто ди Бондоне, деталь росписи Капелла дель Арена, южная стена, Падуя. \ Исав перед Исааком, Джотто ди Бондоне, фреска (около 1295 года). Ассизи, церковь Сан Франческо, верхняя церковь.

Влияние византийского искусства ощущалось и в эпоху раннего Возрождения. Знаменитый художник Джотто ди Бондоне, который придерживался более реалистичного подхода к своим фрескам, тем не менее использовал золото для фона своих основных религиозных сцен. Золото было связано со светом Бога и божественностью и использовалось для создания духовного и трансцендентного опыта для верующих. Помимо европейских традиций, золото также использовалось в буддийском искусстве для украшения статуй и символов, в исламской каллиграфии и иллюминированных рукописях, а также в архитектуре. Одним из самых известных примеров позолоченного здания является Версаль недалеко от Парижа.

Золото в искусстве



Золото в искусстве. Слева направо: Маска египетского фараона. \ Фрагмент работы Густава Климта.

Процесс золочения сусальным золотом основан на использовании тонких, как бумага, листов настоящего золота, которые наносятся на поверхность, чтобы полностью покрыть её (например, в рамах для картин, или подчеркнуть некоторые детали). В отличие от золотых красок, разработанных на основе металлических пигментов, которые не содержат настоящего золота и могут со временем потускнеть, работы, выполненные сусальным золотом, никогда не потеряют своей яркости и блеска и сохранят первоначальный вид. Сусальное золото также можно измельчить в золотую краску и смешать со связующим для получения жидкого пигмента.




Слева направо: Моноголд (без названия), Ив Кляйн, 1959 год. \ Поцелуй, Густав Климт, 1907-8 годы.

Художники, стремящиеся быстро добиться золотистого эффекта, обычно держатся подальше от сусального золота; помимо того, что оно дорогое, это также материал, требующий терпения, и использовать его сложнее, чем краску. Но благодаря своим привлекательным свойствам, сусальное золото по-прежнему используется для изготовления деталей, которые должны выделяться в произведении искусства.

Стандартные упаковки сусального золота содержат двадцать пять листочков размером более трёх дюймов, которые занимают площадь примерно в полтора квадратных фута. Тон и цвет золота могут отличаться, хотя наиболее популярным является 23-каратное золото, которое бывает двух видов — обычное и с лакированным покрытием.




Деталь портрета Адель Блох-Бауэр I, Густав Климт. \ Фото: mymodernmet.com.

Каждый обычный золотой лист нужно тщательно подбирать специальным наконечником для позолоты кистью, что делает работу с этой версией более сложной. Перед нанесением золотых листов поверхность необходимо тщательно очистить и сделать гладкой, чтобы тонкие слои лучше прилипали. Затем для закрепления золота используется специальная жидкость, называемая gilding size, после работу оставляют до полного высыхания.

Современное использование сусального золота



Деталь Поцелуя, Густав Климт. \ Фото: farm5.staticflickr.com.

Густав Климт, знаменитый австрийский художник периода сецессии, известный своей золотой фазой и такими шедеврами, как знаменитый «Поцелуй влюблённых», наносил сусальное золото на фон своих работ, выравнивая плоскость картины в стиле, напоминающем декоративно-прикладное искусство. Для него золото не было символом власти или религиозного рвения, а ассоциировалось с интимностью и близостью.




Здание сецессиона в Вене. \ Фото: commons.wikimedia.org.

Ив Кляйн, известный своим запатентованным Klein Blue, также использовал в своей работе сусальное золото и золотистые оттенки, символически связывая синий и розовый с символами святой троицы. Его серия Monogold включает картины, поверхности которых были полностью покрыты сусальным золотом, создавая скульптурный эффект. Самая известная фигура движения поп-арт, Энди Уорхол также использовал сусальное золото и цветовую имитацию золота в своей практике, особенно в своих работах 1950-х годов. Считается, что на него оказали влияние византийские иконы, которые он видел ребёнком, посещая церковь, но также возможно, что золото, как один из самых ценных товаров, прекрасно вписывалось в его исследования потребительской и поп-культуры, а также блеска и гламура, которых он пытался добиться вокруг себя. Золото фигурирует в его работах для обувной компании I. Miller и других некоммерческих проектах. Две фотографии, на которых изображены Уорхол и его мать, также были украшены золотом, как и некоторые из сделанных им открыток.

Современное искусство сусального золота



Солнечное поле 2, Саймон Аллен. \ Фото: pinterest.com.

Будучи чем-то большим, чем просто драгоценный ресурс, золото всегда присутствовало в культурном воображении. Среди многих современных художников, которые сегодня используют сусальное золото в своих работах — Саймон Аллен и Джанин Ламберс.
Британский скульптор Саймон Аллен использует различные оттенки сусального золота, доступные сегодня. Его подход основан на технике водной позолоты, которая не менялась со времён Ренессанса, и нанесении сусального золота на скульптуры ручной работы и позолоченные скульптуры, которые он иногда стирает, чтобы показать нанесённый под ними цвет. Следуя традициям, работы Саймона также полны символизма. В то время как для древних египтян золото символизировало бессмертие, связанное с богами и человеческой душой, Аллан открывает бессмертие в мимолетных мгновениях природных стихий, которые он представляет в своих произведениях.




Золотая Мэрилин Монро, Энди Уорхол.

Большие настенные инсталляции с вкраплениями сусального золота — детище Джанин Ламберс. Уделяя особое внимание впечатлениям от погружения и световым эффектам, Джанин использует различные цветовые вариации сусального золота для достижения желаемого эффекта. В отличие от религиозных работ, посвящённых отдельным людям, художник сосредоточен на природе, побуждая зрителей открывать для себя её красоту.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/310823/57313/

Комментариев нет:

Отправить комментарий