Жизнь в тени Пикассо: Как Франсуаза Жило победила доминирование мужчин в мире искусства
Биография Франсуазы Жило, заявившей в возрасте 5 лет, что она хотела стать художницей, показывает женщину, обладающую упорством в достижении этой цели, несмотря на различные и многочисленные препятствия. Её энергия и талант обеспечили ей плодотворную жизнь многогранной художницы и филантропа, преодолевшей доминирование мужчин в мире искусства.
Искусство как судьба
Франсуаза Жило в 1953 году.
Жило получила свои первые уроки рисования от матери. Сосредоточившись на акварели и туши, Франсуаза научилась думать прежде, чем действовать. По сравнению с рисованием карандашом, которое позволяет легко стирать ошибки, тушь и акварель стали строго отправной точкой в творчестве юной художницы, научив её интегрировать оставленные на холсте или бумаге ошибки как часть замысла. В 1930-е годы Франсуаза училась в Сорбонне и Британском институте в Париже. Получив степень по английской литературе в Кембриджском университете, она поступила на юридический факультет в Ренне в 1939 году по настоянию своего отца. Несмотря на намерение своего родителя, Франсуаза параллельно посещала занятия по искусству и основала свою первую студию на чердаке своей бабушки. Весной сорок первого года Жило познакомилась с венгерско-еврейским художником Эндре Роздой, который стал её наставником и другом на всю жизнь. Тревожный 1943 год оказался поворотным для Франсуазы – Эндре был вынужден бежать, а она поступила в Академию Джулиана и наткнулся на великого Пабло Пикассо.
Встреча с Пикассо
Франсуаза Жило в 2003 году перед своей картиной Ночное небо. \ Фото: merkur.de.
Бурные десятилетние отношения между Франсуазой и Пабло были завязаны случайным посещением ресторана, положившим начало неумолимой тени, которую художник-кубист отбрасывал на Жило. Актёр Ален Куни пригласил подругу Франсуазы Женевиву на ужин в La Catalan, ресторан, который часто посещают писатели и художники. В тот вечер, двенадцатого мая 1943 года, за соседним столиком сидели Пикассо, коллекционер Мари-Лор, виконтесса де Ноай и Дора Маар, фотограф, художница и поэтесса, а в то время возлюбленная Пабло. Несмотря на то, что Дора была одной из ведущих женщин-художниц авангарда, она также изо всех сил пыталась преодолеть тень Пикассо.
Франсуазе Жило был 21 год, и она тайно изучала живопись вопреки желанию своего отца, когда познакомилась с Пикассо в ресторане в Париже.
Сорокалетняя разница в возрасте не помешала установлению страстного взаимопонимания между Франсуазой и Пабло, которое постепенно переросло из визитов в его студию в прочное партнерство. Для юной Жило это означало получение поддержки в её художественных устремлениях, прежде всего в виде творческой синергии, порождённой беседами и значимыми встречами с некоторыми ведущими современными художниками и деятелями того времени, включая Андре Мальро, поэта Пьера Реверди, Жана Маре, Жана Кокто, фотографа Брассая, Гертруду Стайн, Жан Дюбюффе, Жоржа Брак и Анри Матисса. Союз между Франсуазой и Пабло навсегда запечатлён в их творчестве – в многочисленных совместных портретах и картинах двух их детей, Клода и Паломы, представленных обоими художниками.
Франсуаза Жило с Пабло Пикассо в 1952 году, в год её первой персональной выставки.
Вражда между ними началась в пятьдесят третьем году, когда Франсуаза решила уйти от Пабло и навсегда остаться в памяти как первая женщина, осмелившаяся на это. Тщеславие Пикассо привело к трудностям в творческой карьере Франсуазы, после того как художник посоветовала арт-дилерам не покупать её работы. Вездесущность его величия подрывала профессиональный имидж Жило и препятствовала её прогрессу в работе. В 1964 году Франсуаза опубликовала мемуары «Жизнь с Пикассо», написанные совместно с Карлтоном Лейком. Несмотря на тщетные попытки Пабло помешать изданию книги во Франции, текст появился на прилавках по всему миру. Книга стала бестселлером, раскрывая нюансы их отношений, которые в последующие годы безвозвратно углубили разрыв.
Творчество
Слева направо: Мисс Жилот в 1978 году. \ Франсуаза Жило в своей студии Калифорния, в 1982 году.
Франсуаза стала известной художницей в начале сороковых годов, исключительной представительницей Парижской школы и разносторонне одарённой провидицей, которая быстро адаптировалась к различным медиа, главным образом к живописи и печати. Шестидесятилетняя карьера включает в себя широкий спектр работ от фигуративных до абстрактных, отражающих влияние кубизма и фовизма, что делает её одной из самых плодовитых женщин-художниц. Высочайшее мастерство Жило заключается в возможности укротить эти формулы и направить их на индивидуальное выражение, кодифицированное путём покорения чистого холста безупречной композицией.
Палома у гитары, Франсуаза Жило, 1965 год. \ Фото: closte.com.
Многогранность и богатство характера Франсуазы трудно охватить в рамках одной статьи. В 2010 году художница была назначена кавалером Ордена Почётного легиона. Представленная в многочисленных монографиях, она неустанно создавала и выставляла свои работы по всему миру, ко всему прочему читая лекции. После того как в 1969 году она вышла замуж за американского первооткрывателя вакцины против полиомиелита Джонаса Солка, вера Франсуазы в то, что творчество одинаково в науке и искусстве, побудила её основать кафедру Жило-Солк в Институте Солка. В семьдесят шестом году она была назначена заведующей кафедрой изобразительных искусств Университета Южной Калифорнии – должность, которую художница занимала до 1983 года.
Выход из тени
Мисс Жилот в своей студии и доме на Манхэттене в 2015 году. Она предпочитала оставлять суждения о своем искусстве и жизни другим. \ Фото: irishtimes.com.
Интимный рассказ «Жизнь с Пикассо» послужил основой для фильма 1996 года «Surviving Picasso» и сезона сериала «Гений» 2018 года, оба из которых посвящены гиганту истории искусства двадцатого века. В 1990 году последовала ещё одна публикация Франсуазы под названием «Матисс и Пикассо: дружба в искусстве», посвящённая соперничеству между двумя художниками на протяжении многих лет. В 2012 году биограф Пабло и Франсуаза курировали выставку «Пикассо и Жило: Париж-Валлорис, 1943-1953» в галерее Гагосяна в Нью-Йорке, задуманную как визуальный диалог между их работами, демонстрирующий художественный обмен. Выставка ловко подчеркнула отношения Франсуазы и Пабло как значительное событие, которое повлияло на них обоих, провоцируя переосмысление, подразумевающее, что опыт Пикассо — это нечто такое, что отличало Жило, но не должно было определять её.
Франсуаза Жило и Пабло Пикассо. \ Фото: static.dir.bg.
Франсуаза вырвалась из тени легендарного художника в конце своей жизни, что символично ознаменовалось важной продажей её картины «Палома у гитары». Серо-голубой портрет её дочери 1965 года был продан на аукционе Sotheby's в Лондоне почти за полтора миллиона долларов в июне 2021 года. Кроме того, картины Франсуазы являются частью коллекций многих известных музеев, включая Музей искусств Метрополитен, Музей современного искусства в Нью-Йорке и Центр Помпиду в Париже. Популярность и решающий переворот на арт-рынке знаменует собой начало новой эры для франко-американской художницы Франсуазы Жило, чьё филантропическое наследие и художественная значимость сами по себе ярко проявляются, приглашая к новым интерпретациям.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/050923/57311/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий