Как голубая посуда стала национальным символом Голландии: История пиратства, тайн и одержимости
Голубой фарфор из Делфта, которому более четырех сотен лет, давно уже стал олицетворением Нидерландов. Однако его путь к популярности был непростым и поистине интернациональным. От китайских производителей фарфора и художников-керамистов Ближнего Востока до британской королевы и французского дизайнера интерьеров, это национальное голландское достояние имеет поистине многонациональную историю, с многочисленными взлетами и падениями своей популярности.
Как в Голландии появился голубой фарфор, секрета изготовления которого никто не знал
Секрет изготовления голубого фарфора китайцы хранили в тайне
Технология обжига настоящего фарфора впервые была разработана китайскими гончарами из Цзиндэчжэня в XIV веке. Для его производства требовалась температура в печи около 1300°C, необходимая для того, чтобы смесь для глазури приобрела стекловидную прозрачность и сплавилась с глиняным предметом, после чего рисунок оказывался как бы зажатым между двумя прозрачными слоями.
О существовании этого уникального фарфора большинство голландцев узнали в конце XVI века от Яна Гюйгена ван Линшотена, который, путешествуя по Индии, описал изделия, увиденные им на рынках Гоа, как «настолько изысканные, что ни один хрустальный стакан не может с ними сравниться».
Ван Линшотен опубликовал секретные карты и навигационные руководства, которые разожгли аппетит голландских торговцев и позволили им добраться до восточной Индии, разрушив тем самым монополию на морские торговые пути их давнего конкурента – Португалии.
Однако первая крупная партия китайского фарфора, прибывшая в Голландию, была результатом не торговли, а пиратства, посредством захвата у острова Святой Елены корабля «Сент-Яго», принадлежавшего португальским торговцам.
Содержимое его груза было продано на аукционе в Миддлбурге на юге Голландии в 1602 году, где за приобретение редкого фарфора произошла настоящая борьба между покупателями, собравшимися со всей Европы.
Китайский голубой фарфор династии Мин / Фото: theoutlook.com
Следующая партия пришла в Голландию таким же пиратским путем, когда спустя год в Малаккском проливе был захвачен корабль «Санта-Катарина». Сто тысяч произведений искусства были выставлены на аукцион в Амстердаме, где богатые покупатели, очарованные блестящей глазурью, готовы были заплатить любые деньги для их приобретения.
Почему голландским торговцам было запрещено посещать Цзиндэчжэнь
Китайский голубой фарфор династии Мин / Фото: theoutlook.com
Конечно, в интересах голландцев было установить законные торговые связи с китайцами, но голландским торговцам было запрещено путешествовать вглубь страны, в город Цзиндэчжэнь, чтобы китайские мастера могли сохранить в тайне производство китайского фарфора.
Вместо этого им предложено было заказывать товары у посредников, после чего китайские корабли должны были доставлять их в Батавию, торговый форпост, основанный голландцами в 1619 году. Голландские купцы также обязаны были оказывать дань уважения императору, чтобы сохранить свои торговые права.
Таким образом, в торговле китайским фарфором голландцы оказались в значительной степени подчиненным торговым партнером.
Тем временем популярность китайского фарфора привела к тому, что керамисты по всей Европе начали пытаться производить такой же. Но никто не знал секрета его изготовления, поэтому экспериментировали с различными техниками.
Винтажная делфтская посуда / Фото: bbc.com
Самыми успешными из этих подражателей оказались жители Делфта, у которых было много китайских оригиналов. Созданная по их образцу сине-белая керамика, украшенная красивым орнаментом, выглядела весьма привлекательно, но она не могла сравниться с изысканностью настоящего китайского фарфора.
Однако со временем, уже после значительного периода экспериментов, гончары Делфта научились производить изделия с похожими характеристиками китайских фаянсовых изделий.
Делфтская голубая посуда, созданная как альтернатива китайскому фарфору, становится символом Голландии
Делфтский фарфор становился все более популярным
Ранняя делфтская посуда представляла собой любопытный гибрид тарелок с изображением голландской сельской местности в центре, в по краям с орнаментом, характерным для фарфора династии Мин.
При этом голландцы иногда неправильно понимали или неверно истолковывали китайские образы. К примеру, персики являющиеся символом долголетия в Китае, на голландской фаянсовой посуде больше напоминали апельсины.
И хотя делфтская посуда была создана как более дешевая альтернатива китайскому фарфору, пользовавшемуся большим спросом на протяжении всего XVII века, она была лучшей из производимых в Европе. Представители элиты со всего континента, в том числе и король Франции Людовик XIV, заказывали эти изделия у голландцев.
Однако потребовалась история с британской королевой, чтобы превратить делфтскую посуду по-настоящему в роскошный товар. Мария Стюарт, дочь Якова II, пришла в восторг, увидев голландскую керамику, и заказала большой набор делфтской посуды, состоящий из различных предметов, включая довольно сложные вазы и цветочные пирамиды.
Предметы из набора делфтской посуды, заказанного Марией Стюарт
Эксперты, описывающие эти предметы, созданные голландскими мастерами, отмечали, что они были настоящим произведением искусства, но в их дизайне явно прослеживается французское и китайское влияние.
По своей форме в виде пирамиды с насадками для подсвечников на ребрах эти предметы были поразительно похожи на памятники французского дизайнера интерьеров Марии Даниэль Маро, при этом декор и цветовая гамма сохраняли китайский стиль.
Делфтская посуда на перекрестках моды
Выставка делфтской посуды в Голландии / Фото: li-ga2014.livejournal.com
В конце XVIII века, когда керамисты немецкого города Мейсена раскрыли секрет изготовления китайского фарфора, делфтская посуда начала постепенно выходить из моды, однако ей не суждено было навсегда «кануть в Лету».
Популярность к изделиям голландских мастеров начала возвращаться в конце XIX века, когда при коллекционировании антиквариата голландский стиль стал невероятно модным. Любопытно, что в то время в этих изделиях впервые увидели типично голландский продукт, а не китайскую имитацию.
То, что делфтский голубой фарфор продолжает иметь такую актуальность сегодня, Голландия во многом обязана королеве Нидерландов Максиме, которая в 2017 году заинтересовалась историей китайского фарфора династии Мин и открыла выставку восстановленных фрагментов фарфоровых изделий, попавших в Голландию в XVI-XVII веках, отметив, что Делфт и Цзиндэчжэнь имеют тесную связь в истории изготовления керамики.
Королева Нидерландов на выставке делфтской посуды
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/200224/59142/
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий