Кто спас от Гитлера Мону Лизу, и как главное сокровище Лувра пережило Вторую мировую





Спасательная операция, проведённая за девять месяцев до прибытия нацистов в Париж, помогла спасти тысячи произведений искусства. Настоящий героический поступок, заслуживающий признания во всем мире. Главным спасателем искусства стал директор французских музеев великий Жак Жожар. Именно благодаря ему главное сокровище Лувра - портрет Мона Лиза - не был похищен нацистскими оккупантами. Как он смог спасти великие полотна от Гитлера? Кто помогал ему в этом нелегком деле? И вернулись ли картины в музей после окончания войны?



Первый опыт в спасательных операциях



Жак Жожар - главный спаситель произведений искусства!

Удивительно, но глобальная спасательная операция произведений искусства во время Второй Мировой войны была не первой для Жака Жожара. Оказывается, у него в этом деле уже имелся опыт.

А случилось это за год до наших событий. Летом 1938 года бушевала Гражданская война в Испании. Тогда именно Жожак руководил сокрытием всех произведений искусства музея Прадо. Благодаря его действиям удалось перевезти все экспонаты в безопасное место. Это спасло их от вандализма и грабежей. Кто же знал, что уже через год его опыт спасёт тысячи произведений искусства.


Музей закрывается. Ремонтные работы



За закрытыми дверями Лувра!

Жак Жожар был директором французских музеев. Он прибыл в Лувр в августе тридцать девятого года. А уже через несколько дней на дверях музея красовалась табличка «Закрыто. Ремонтные работы». Это не вызвало удивления и спокойно было принято жителями Парижа. Никто и подумать не мог, что в тот момент происходило за закрытыми дверями музея.

Все дело в том, что слухи о начинающейся войне давно ходили в народе. И имея печальный опыт Первой Мировой войны, когда произведения искусства похищали и даже уничтожали, Жожар приходит к выводу, что врага следует опередить. И ему это удаётся.

За девять месяцев до того, как нацисты начнут захват Франции, Жак разворачивает спасательную операцию прямо в залах Лувра. Удивителен ее масштаб и количество задействованных людей. Ведь без них, возможно, ничего бы не получилось.




Секретная операция и шесть переездов Моны Лизы



Самая масштабная операция по спасению произведений искусства.

Итак, Лувр закрывается на ремонт. В это время в главных залах собираются сотни работников музея. К ним тут же присоединяются работники универмага, который расположен напротив музея. Все они начинают собирать деревянные ящики для перевозки. Именно в них и будут путешествовать самые известные в мире произведения искусства.

Ранее утро августа тридцать девятого года. От Лувра отъезжает вереница транспортных средств. Среди них были самые разнообразные автомобили и даже машина скорой помощи. Именно в ней была надёжна спрятана Мона Лиза. Жожар понимал, что именно это полотно нужно оберегать больше остальных. А что может быть неприметней, чем машина скорой помощи? Именно на ней сотрудники музея беспрепятственно вывезли полотно Да Винчи в шато. Там, в неприметной сельской местности, вдали от заводов и военных объектов, можно было не бояться бомбежек. За все время войны Мона Лиза шесть раз меняла место пребывания. Это было связано с мерами безопасности, выданными Жожаром сотрудникам музея.

Именно сотрудники Лувра сопровождали произведения искусства до французских замков, шато, сельских музеев и частных коттеджей. Там они неустанно следили за поддержанием необходимых условий. Температура, свет и даже влажность должны были соответствовать особым нормативам. Иначе великие произведения искусства могли просто испортиться. А провернуть такую операцию для их спасения и потерять экспонат из-за неверной температуры Жожар не мог. Он лично отправлял гидрометрические устройства и обогреватели по местам сохранения картин. А сам в это время готовился встретить врага.


Встреча с врагами на пороге Лувра



Жожар встречает врагов.

Жак прекрасно понимал, что Гитлер захочет присвоить себе произведения искусства Франции. Он ждал врага. И был полностью готов к этой встрече. В августе 1940 года в Лувр прибывает граф Меттерних.

То, что именно его Гитлер назначил главных для наблюдения за произведениями искусства Франции, было Жожару на руку. Дело в том, что граф не был членом нацистской партии. Многие немецкие аристократы отказывались поддерживать режим Гитлера и не вступали в партию. Меттерних буквально выдохнул с облегчением, когда увидел, что Лувр практически пуст. Более того, именно он помогал Жожару сберечь произведения искусства.

А в это время у Жака обнаруживаются новые враги в лице французской знати. Они начинают склоняться к идее поделиться сокровищами музея с немецкими оккупантам, предпочитая заручиться их поддержкой. Но Жожар остаётся непреклонен. На пару с графом они защищают произведения искусства от нацистов. А после завершения войны Жожар попросит Шарля де Голя представить Мкттерниха к ордену Почетного легиона.



Триумфальное возвращение домой



Мона Лиза вернулась в Лувр!

После поражения нацистской Германии, тысячи произведений искусства смогли наконец-то вернуться в музей.

Самое триумфальное возвращение было организовано для Моны Лизы. Уже через несколько дней после окончания войны ее на вертолёте привезли прямо к музею. К счастью, картина не пострадала за время войны. Она, как истинный борец сопротивления, смогла вынести все трудности и всегда отказывалась на шаг быстрее врага.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220224/59207/

Комментариев нет:

Отправить комментарий