Джорджоне (Giorgione; собственно Джорджо Барбарелли да
Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510), итальянский
живописец, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился
также как искусный певец и музыкант. Джорджоне родился в небольшом городке
Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции. Настоящее имя художника –
Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо, из-за
крупного телосложения).
Не
установлено его происхождение. После смерти историка и биографа многих
художников эпохи ренессанса Вазари распространилось его мнение, что Джорджоне
своим происхождением был связан с знатной семьей Барбарелли; поэтому позднее его
часто называли этим именем – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко. Легендой или
былью является утверждение Вазари о том, что Джорджоне являлся сыном главы
древнего знатного клана Барбарелли, рожденным вне брака, достоверно установить
так и не удалось. К сожалению, не сохранилось ни рукописей художника, ни его
записок об искусстве, живописи и музыке, не сохранилось даже его писем. Будучи
совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию. Известно, что в возрасте шестнадцати лет
Джорджоне уже проходил обучение и работал в мастерской знаменитого венецианского
художника Джованни Беллини. Собственно, именно в живописи Венеции наиболее ярко
проявились новые гуманистические идеи.
Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно
светский характер. Уже в конце 15 века вместо икон в Венеции появились небольшие
станковые картины, удовлетворявшие индивидуальным вкусам заказчиков. Художников
интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. Великолепный
колорит северо-итальянской живописи, яркость, насыщенность и праздничность
цветов картин, гармоничность и мягкость большой палитры тонов превращали работы
венецианских мастеров в усладу для глаз зрителей. Джорджоне первым из всех
итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и
исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, и не
чуждому натуральности пейзажу.


Ощущение скрытого дыхания жизни, органичность воссоздания натуры соединяются в них с благородной идеализацией, утонченностью эмоциональной атмосферы, сложным, рассчитанным на непрямые ассоциации сюжетным замыслом.
Знаменитая картина Джорджоне “Гроза” украшала галерею мецената Габриэле Вендрамина,


Венецианский живописец эпохи Высокого Возрождения Джорджо Барбарелли из Кастельфранко, прозванный Джорджоне, в своей живописи раскрыл утонченную гармонию духовно богатого и физически совершенного человека. Так же как и у Леонардо да Винчи, творчество Джорджоне отличается глубоким интеллектуализмом и, казалось бы, кристаллической разумностью. Но, в отличие от работ да Винчи, глубокий лиризм искусства которого носит весьма скрытый и как бы подчиненный пафосу рационального интеллектуализма характер, лирическое начало в своем ясном согласии с рациональным началом в картинах Джорджоне дает себя чувствовать с необычайной силой. Джорджоне рано ушел из жизни, он умер в Венеции во время эпидемии чумы осенью 1510 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий