Боттичелли Сандро [собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di
Mariano Filipepi] (1445, Флоренция — 17 мая 1510, Флоренция), итальянский
живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Сандро
Боттичелли — один из самых ярких художников итальянского ренессанса. Он создал
пленительные по своей возвышенности образы-аллегории и подарил миру идеал
женской красоты. Родился в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи;
прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни.
Среди первых сведений о художнике — запись в кадастре 1458 года, сделанная отцом
о нездоровье своего младшего сына. По окончании учебы Боттичелли стал
подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио, но долго в ней не
задержался и около 1464 перешел в ученики к монаху фра Филиппо Липпи из обители
Кармине, одному из самых знаменитых художников того времени.
Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное
влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц (в повороте в три
четверти), декоративности и орнаментальности рисунка драпировок, рук, в
склонности к детализации и мягком высветленном колорите, в его «восковом»
свечении. Нет точных сведений о периоде обучения Боттичелли у Филиппо Липпи и об
их личных отношениях, но можно предположить, что они вполне ладили между собой,
поскольку через несколько лет сын Липпи стал учеником Боттичелли. Их
сотрудничество продолжалось до 1467 года, когда Филиппо переехал в Сполето, а
Боттичелли открыл свою мастерскую во Флоренции. В произведениях конца 1460-х
годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи,
сменяются более объемной трактовкой фигур. Приблизительно в это же время
Боттичелли начал применять охристые тени для передачи телесного цвета — прием,
который стал приметной чертой его стиля. Ранним работам Сандро Боттичелли свойственны ясное
построение пространства, четкая светотеневая лепка, интерес к бытовым деталям
(“Поклонение волхвов”, около 1474–1475, Уффици). С конца 1470-х годов, после
сближения Боттичелли с двором правителей Флоренции Медичи и кругом флорентийских
гуманистов, в его творчестве усиливаются черты аристократизма и утонченности,
появляются картины на античные и аллегорические темы, в которых чувственные
языческие образы проникнуты возвышенной и вместе с тем поэтической, лирической
одухотворенностью (“Весна”, около 1477–1478, “Рождение Венеры”, около 1482–1483,
– обе в Уффици). Одушевленность ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность
легких, трепетных линий, прозрачность изысканных, словно сотканных из рефлексов
красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти.
Станковым портретам художника свойственно сочетание тонких нюансов
внутреннего состояния человеческой души и четкая детализация характеров
портретируемых. Благодаря Медичи Боттичелли близко познакомился с идеями
гуманистов (значительное их число входило в кружок Медичи, своего рода элитный
интеллектуальный центр ренессансной Флоренции), многие из которых отразились в
его творчестве. Например, мифологические картины (“Афина Паллада и Кентавр”,
1482; “Венера и Марс”, 1483 и другие) были, естественно, написаны художником
Боттичелли по заказу культурной элиты и предназначались для украшения палаццо
или вилл знатных флорентийских заказчиков. До времени творчества Сандро
Боттичелли мифологическая тематика в живописи встречалась в декоративных
украшениях свадебных кассоне и предметах прикладного искусства, только изредка
становясь объектом живописи.
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; “Клевета”, после 1495, Уффици). Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма. Однако его рисунки к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.
В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла д'Эсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги. Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников. Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти. Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное — умение передать пластику и пропорции фигуры — то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса.
В 1490-е годы, в эпоху потрясших Флоренцию социальных брожений и мистико-аскетических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются ноты драматизма, морализаторства и религиозной экзальтации (“Оплакивание Христа”, после 1490, музей Польди-Пеццоли, Милан; “Клевета”, после 1495, Уффици). Резкие контрасты ярких цветовых пятен, внутренняя напряженность рисунка, динамика и экспрессия образов свидетельствуют о необыкновенной перемене в мировосприятии художника — в сторону большей религиозности и даже своеобразного мистицизма. Однако его рисунки к “Божественной комедии” Данте (1492–1497, Гравюрный кабинет, Берлин, и Ватиканская библиотека) при остроте эмоциональной выразительности сохраняют легкость линии и ренессансную ясность образов.
В последние годы жизни художника его слава клонилась к закату: наступала эра нового искусства и, соответственно, новая мода и новые вкусы. В 1505 он вошел в состав городского комитета, который должен был определить место установки статуи работы Микеланджело — его «Давида», но за исключением этого факта других сведений о последних годах жизни Боттичелли неизвестно. Примечательно, что когда в 1502 году Изабелла д'Эсте искала для себя флорентийского художника и Боттичелли дал свое согласие на работу, она отвергла его услуги. Вазари в своих «Жизнеописаниях…» нарисовал удручающую картину последних лет жизни художника, описав его как человека бедного, «старого и бесполезного», неспособного держаться на ногах без помощи костылей. Скорее всего, образ совершенно забытого и бедного художника — создание Вазари, который был склонен к крайностям в жизнеописаниях художников. Умер Сандро Боттичелли в 1510 году; так закончилось Кватроченто — эта счастливейшая эпоха во флорентийском искусстве. Боттичелли скончался в возрасте 65 лет и был похоронен на кладбище флорентийской церкви Оньиссанти. Вплоть до 19 века, когда его творчество вновь было открыто художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным, его имя фактически было забыто для истории искусства. В Боттичелли они увидели родственное предпочтениям своей эпохи — душевную грацию и меланхолию, «симпатию к человечеству в его неустойчивых состояниях», черты болезненности и декаданса. Следующее поколение исследователей живописи Боттичелли, например Герберт Хорн, писавший в первых десятилетиях XX века, различило в ней иное — умение передать пластику и пропорции фигуры — то есть приметы энергичного языка, характерного для искусства раннего Ренессанса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий