




Нестеров Михаил Васильевич (Nesterov Mikhail)
(1862–1942), русский художник. Родился в Уфе 19 (31) мая 1862. Михаил Нестеров
получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния
и зодчества, где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников,
а также в Академии художеств (1881–1884). Жил Михаил Нестеров преимущественно в
Москве, а в 1890–1910 годах – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том
числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево,
Троице-Сергиева лавра и их окрестности). Если ранние исторические картины
Нестерова еще передвижнически достаточно бытописательны ("Избрание Михаила
Федоровича на царство", 1886, Третьяковская галерея, Москва), то позднее,

художник усиливает в своих образах фольклорные черты
("За приворотным зельем", 1888, Художественный музей, Саратов), атмосферу
религиозной легенды ("Пустынник", 1888–1889, Третьяковская галерея). Знаменитое
полотно "Видение отроку Варфоломею" (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890,
Третьяковская галерея), – картина, где чувством чудесного проникнуты и фигуры, и
среднерусский пейзаж. Нестеров активно работал и в сфере религиозного
монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве,
мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге, росписи храма Александра
Невского в Абастумани, росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители в
Москве.

Здесь закрепляется традиция «церковного модерна»,
наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом. По-своему
монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные
Нестеровым образы родных и духовно-близких людей (О.М.Нестерова, или т.н.
"Амазонка" (дочь художника), 1906; П.А.Флоренский и С.Н.Булгаков, или
"Философы", 1917). В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить
чаемые рубежи великого духовного обновления ("Великий постриг", 1897; "Святая
Русь", 1901–1906). Самое большое полотно мастера - "На Руси" ("Душа народа",
1916) - включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва
Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль
играет лирический пейзаж (написанная по соловецким впечатлениям картина
"Молчание", 1903).

Не
приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где
мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная
постреволюционная выставка картин Нестерова (1935) носит закрытый,
«спецпропускной» характер. В эти годы художнику лучше всего удается выразить
себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников
творческой силы и энергии (портреты художников П.Д. и А.Д.Кориных (1930),
академика И.П.Павлова (1935), скульпторов И.Д.Шадра (1934) и В.И.Мухиной (1940;
все работы – в Третьяковской галерее) и другие портреты.
Умер Михаил Нестеров в Москве 18 октября 1942 года.
http://smallbay.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий