Перед нами икона XV века «Крещение Господне»,
принадлежащая иконописцу из круга Андрея Рублева. Икона очень
лаконична, соответствует Евангельскому рассказу о Крещении, показывая не
только само Крещение, но и богословский смысл праздника: в этот день
Бог явился Един в трех Лицах:
Бог-Сын – Иисус Христос, Бог-Дух Святой – в виде голубя и Бог-Отец как глас с Небес. Иисус Христос впервые явился как один из числа Троицы. Потому праздник правильно называется не Крещением, а Богоявлением.
Особенность
иконы и ее завораживающая красота – в плавности и особой нежности, с
которыми обволакивают Спасителя и вода, и горы; и то, как Иоанн Предтеча
глубоко склоняется перед Спасителем; и с каким трепетом Ангелы ждут Его
на берегу, приготовив пелены как восприемники, и как нежно кладет
краски и пробелы иконописец, делая образ Крещения Иисуса прозрачным и нежным. Теплота, исходящая от иконы, передается и молящимся.
Икона
имеет подчеркнуто вертикальное измерение. Оно создается за счет реки
устремленной вверх, и гор, вершины которых наклонены в право, повторяя
поклон Иоанна.
Усиливается
вертикаль двойным диагональным движением снизу вверх. Одна диагональ - с
нижнего левого угла в верхний правый - заканчивается уходящей в горы
рекой.
Другая
- с нижнего правого угла в верхний левый - проходит от нижнего выступа
горы, на котором стоит нога Ангела, через фигуру Иоанна Крестителя. Эти
диагонали пересекаются в центре – на фигуре Иисуса Христа, делая его
средоточием и сердцем образа.
Вертикаль
сильно подчеркивается лучом, в центре которого голубь. Тройной луч
голубого цвета исходит из полукруга в верхней части иконы, который
символизирует Небеса. Он сосредоточивает внимание на Иисусе. Это
Бог-Дух Святой нисходит на Сына-Бога и в этот же момент раздается глас
Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Образ
Иисуса Христа – центральный. Его фигура, хоть и хрупкая и вытянутая
вертикально, но полна сил: все члены ее – грудь, плечи, руки, ноги -
округлые и мягкие. Чресла препоясаны, хотя в других изводах Иисус
изображается обнаженным. Мягкость создается плавными изгибами реки,
ритмически повторяющими рисунок фигуры Спасителя, омывая ее и любовно
неся над водами. Фигура как бы парит в воздухе, не касаясь воды.
Скалистые
берега расступаются в самой нижней части фигуры - у ног - и сужаются в
самой широкой ее части, как бы поддерживая ее вместе с Ангелами,
придавая фигуре устойчивость. Потом они снова расширяются на уровне
плеч, сужаясь у нимба и устремляясь вверх, смыкаясь над Его головой,
полностью скрывая фигуру как в ущелье.
Нежные
изгибы, в музыкальном ритме повторяющие и объемлющие фигуру Спасителя,
словно исполняют любовный танец, осторожно сопровождая каждый изгиб тела
Иисуса Христа. Ущелье, в которое заключается фигура Господа,
символизирует собой ад, гроб и смерть одновременно.
Это
не случайные образы. В Таинстве Крещения при погружении в воду умирает
ветхий человек, а по выходе из нее - рождается новый, отрекающийся от
сатаны и всех дел его и дающий клятву служить отныне и вовеки веков уже
не дьяволу, а Богу.
Иконописец,
помещая Иисуса во время Крещения в пещеру, как в гроб, показывает
именно этот смысл и образ Таинства Крещения. Ущелье – это также и образ
ада, в который спускается Иисус, чтобы вывести из него Адама и всех
ветхозаветных праведников.
Голова
и лик Иисуса повторяют образ Господа на иконе Рублева «Спас»: та же
мощная шея, взгляд спокойный, мягкий, волосы густые, словно образующие
нимб. Теплые светло-коричневые цвета тела Спасителя подчеркивают
нежность образа.
Слева
мы видим низко склоненную фигуру Иоанна Крестителя. Уступчатые скалы
ставят его высоко над Спасителем и он вынужден низко склониться перед
Ним в благословляющем жесте.
Эта
согбенность подчеркивает, что раб, недостойный даже развязать ремень у
ног Хозяина, крестит Своего Господина, перед Которым он низко склоняется
как недостойный.
Фигура
Иоанна вообще очень странная: слишком длинная правая рука, крестящая
Иисуса, и слишком маленькая, словно укороченная, левая, спина тоже очень
длинная.
Если
бы Иоанн выпрямился, то вся несуразность фигуры была бы сразу видна.
Странно выписаны его ноги: они словно перекрещены. Правая нога выписана
так, как должна быть выписана левая и наоборот.
Эта
несуразность фигуры Иоанна на фоне стройной и изящной фигуры Спасителя,
подчеркивает рабство одного и Божественное достоинство другого. За
Иоанном видно деревцо, которое придает ему устойчивость, т.к. он
настолько сильно склонен над Иисусом, что, кажется, вот-вот упадет.
Поклонению Иоанна вторят вершины гор: они тоже склоняются в ту же
сторону и с тем же наклоном.
На
противоположном берегу – прекрасная празднично-цветистая группа
ангелов, хотя в Евангелии о них не сказано ничего. На разных иконах их
количество разное. На данной иконе их четверо и это отличительная
особенность данного извода, наполненная глубокого богословского и
философского смыслов. На всех ангелах сине-голубые хитоны.
Впереди
- два Ангела в низком поклоне, на их руках пышная одежда, словно
полотенца, в которые будет принят Крещаемый. Они - восприемники, готовые
Его принять, как только Он выйдет из воды. Эти два Ангела особенно
чувствуют торжественность момента. Третий Ангел, который едва виден за
спинами первых двух, тоже с покровенной одеждой, но в позе, не такой
торжественной, как первых два.
Но
особенно выделяется четвертый Ангел. Руки у него покровенные, но он
воздел их к небу в молитвенной позе и глядит на голубой луч, указывающий
на Спасителя, на голубя, нисходящего в этом луче - Духа Святого, и
словно прислушивается к гласу Бога-Отца, исходящего из Небесного облака.
Все
Богоявление и богословский смысл праздника заключается в образе этого
Ангела. В то время, как все остальные – Иоанн Креститель и трое ангелов -
заняты непосредственно действием Таинства Крещения, четвертый,
единственный из них, созерцает Богоявление – Троицу Триипостасную.
Этот
Ангел выписан в Божественных голубых тонах, подчеркивающих его
особенность, его большую связь с природой и водой Иордана, чем с
человеческими фигурами.
Ангелы,
хотя их и четверо, не искажают равновесия иконы, потому что фигура
Иоанна Крестителя, уравновешивает правую и левую стороны реки. А их руки
встречаются над головой Господа, заключая Его в свои объятия.
Поклонение
человеческих фигур и движение природы вверх и ввысь следуют движению
рук Господа: правая рука Спасителя согнута в локте, словно бы указывая
человеку на его место перед Богом, чуть согнутая левая соответствует
движению Иордана и гор.
Икона
наполнена не только евангельским изложением событий, но и элементами
ветхозаветных образов, знакомых по псалмам, и даже образами античности.
Так,
в реке мы видим в самом низу седовласого старца. Это образ реки Иордан.
А справа внизу – еще один человек, плывущий на двух дельфинах. Это
образ моря. А вместе тот и другой – видимые образы псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…»,
указывающие
на пророческие изображение перехода сквозь Красное море, и прообраз
Крещения в Новом завете. Сами фигурки – античное наследие, т.к. у евреев
изображение человека запрещалось. Это и олицетворение двух потоков Иора
и Дана, из которых при слиянии образовалась река Иордан.
В
целом впечатление, которое оставляет икона, можно было бы назвать
любовной песней. И этим она выделяется из всех остальных изводов икон,
изображающих Крещение Господа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий