Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834–1917), французский
живописец, график и скульптор. Учился в парижской Школе изящных искусств
(1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения
побывал также в США (1872–1873) и Испании. В юности
испытал влияние Энгра, усилившее пристрастие Дега к выявлению линейной основы
живописной формы. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов
(“Семейство Беллелли”, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы
сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной
городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (“Площадь Согласия”,
около 1875; “Абсент”, 1876, Музей Орсе, Париж). Во многих произведениях Дега
показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их
быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его
пластическую красоту (“Гладильщицы”, 1884, Музей д'Орсе). В утверждении
эстетической значимости жизни людей, их обыденных занятий сказывается
своеобразный гуманизм творчества Дега. Искусству Дега присуще соединение
прекрасного, порой фантастического, и прозаического: передавая во многих
балетных сценах праздничный дух театра (“Звезда”, пастель, 1878, Музей Орсе,
Париж). Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует
скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (“Экзамен
танца”, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Произведения Дега с их
строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной композицией,
точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры
и пространства сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность мотива и
архитектоники картины с тщательной продуманностью и расчетом. Поздние работы
Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются
эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами,
стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер
(“Голубые танцовщицы”, пастель, Государственный музей изобразительных искусств,
Москва). С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь
выразительности в передаче мгновенного движения (“Танцовщица”, бронза, Музей
Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). http://smallbay.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий