Пушкиниана в живописи

В русской живописи трудно найти художника, который не писал бы Александра Сергеевича Пушкина. Живая, неуловимая и непостижимая внешность поэта манила и привлекала как знаменитых, так и малоизвестных художников испытать свои силы. Поэтому на всех своих портретах Пушкин получился совершенно разный, даже если они были созданы при жизни поэта или даже в один год. Судите сами.
Первый из известных портретов Александра Пушкина принадлежит французскому художнику Ксавье де Местру, хоть его авторство доказать удалось не сразу. Портрет «Пушкин-ребёнок» 1802-го года изображает будущего поэта ещё малышом. Но уже его высокий лоб, приподнятые брови и блеск в глазах напоминают «взрослые» портреты. Портрет этот, выполненный маслом на металлической доске, очень живой и естественный.
пушкиниана в живописи
«Пушкин-ребёнок», Ксавье де Местр, 1802
Граф Франсуа Ксавье де Местр, служивший в полку Суворова и живший в Москве со своей русской женой, часто посещал дом Пушкиных. Он писал портрет матери Пушкина, Надежды Осиповны, а также давал уроки рисования сестре поэта Ольге. Поэтому ему удалось написать маленького Пушкина в столь непринуждённой обстановке.
Следующая картина принадлежит знаменитому Илье Репину и изображает Пушкина-подростка в Царскосельском Лицее. Время события – январь 1915-го года, время первых экзаменов. Действие происходит в большом зале Лицея, где собрались учащиеся, их родители, преподаватели и другие уважаемые гости. В центре зала юный Александр Пушкин декламирует собственное стихотворение о Царском Селе.
Картину «Пушкин в Царском Селе» заказали Илье Репину к 100-летию основания Императорского Лицея. Для этого лицеисты инсценировали этот экзамен 1915-го года, а Репин несколько месяцев изучал пушкиниану, а также подробности жизни русского поэта Державина, который также изображён на картине – он в красном мундире и привстал над столом, чтобы лучше слышать юного поэта.
пушкиниана в живописи
«Пушкин в Царском Селе», Илья Репин, 1911
В 1827-м году два известных русских художника – Орест Кипренский и Василий Тропинин – создали два портрета Александра Сергеевича Пушкина.
"Портрет Пушкина", написанный Кипренским, более торжественен, динамичен. Руки поэта по-наполеоновски скрещены на груди, через плечо небрежно перекинут шотландский плащ, а взгляд устремлён вдаль. Поэтический образ подчёркнут изображение бронзовой музы в глубине картины. Самому Пушкину этот портрет понравился, что он отметил в стихотворении «Кипренскому» 1827-го года.
пушкиниана в живописипушкин кипренский
"Портрет Пушкина", Орест Кипренский, 1827
Тропинин же изобразил Пушкина в три четверти, в халате, сидящим возле столика. Этот портрет более домашний, интимный и романтичный. Но всё же белизна ворота рубашки добавляет ему долю официоза. Руку поэта, лежащую на ворохе бумаг, украшает его любимый «мистический» перстень. На этом портрете Пушкин опять-таки не смотрит на зрителя.
пушкиниана в живописи пушкин тропинин
"Портрет Пушкина", Василий Тропинин, 1827
Интересный факт, что у этого портрета есть несколько копий. Так, А.П. Елагина в 1827-м году написала копию картины на ткани, наклеенной на картон, чтобы её собственник Соболевский смог взять портрет с собой заграницу. Также в 1913-м году Илья Репин копировал портрет Пушкина кисти Тропинина, и сегодня эта копия хранится в Праге. 
пушкиниана в живописи
Илья Репинкопия портрета Пушкина, 1913
Следующий портрет Пушкина – это уникальный случай сотрудничества двух великих художников. «Прощание Пушкина с морем» писали совместно Иван Айвазовский и Илья Репин. Нетрудно догадаться, что стихию создал Айвазовский. Он же и пригласил Репина помочь написать портрет поэта, так как в этом жанре он чувствовал свою слабость. Картина получилась очень драматичная.
пушкиниана в живописи пушкин айвазовский репин
«Прощание Пушкина с морем», Иван Айвазовский и Илья Репин, 1887
Не секрет, что Пушкин был любимым поэтом юного Айвазовского. Они познакомились в Петербурге в 1836-м году, и с тех пор художник всё же попытался написать Пушкина. Одной из таких попыток является работа «Пушкин на берегу Чёрного моря» - очень умиротворённое и светлое полотно.
пушкиниана в живописи пушкин репин
«Пушкин на берегу Чёрного моря», Иван Айвазовский, 1887
Картина «Пушкин в селе Михайловском» (1875) Николая Ге отображает период жизни поэта в деревне, что отразилось на его творчестве – именно в Михайловском была написана большая часть произведений поэта. Пушкин на картине изображён в центре светлой комнаты, читающим свои стихи. Вдали сидит Арина Родионовна, перед Пушкиным – гость, внимающий его словам. Атмосфера на картине светлая и уютная.
пушкиниана в живописи пушкин в михайловском
«Пушкин в селе Михайловском», Николай Ге, 1875
«Портрет Пушкина» Ивана Логиновича Линёва – это последнее прижизненное изображение поэта, созданное полковником и художником-самоучкой незадолго до гибели Пушкина, в 1936-м году. Как показало дотошное исследование, заказчиком портрета был Василий Жуковский. Этот портрет очень реалистичен, внешность поэта совершенно лишена прикрас.
пушкиниана в живописи линёв
«Портрет Пушкина», И.Л. Линёв, 1936
Один из последних портретов Пушкина написал английский художник Томас Райт, подолгу живший в России. К сожалению, сегодня нам известна лишь его литографическая копия. Сам оригинальный рисунок был создан в феврале-марте 1837-го года.
пушкиниана в живописи томас райт
"Портрет Пушкина", Томас Райт, 1837
Конечно, это далеко не полный список изображений Александра Сергеевича Пушкина в живописи и графике. Творчество и личность поэта настолько популярны в широчайших пространственно-временных рамках, что Пушкиниана в живописи – это непаханое поле для исследователей.
http://2queens.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий