На выставках в Москве, Петербурге и Париже разрозненные части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз: картины импрессионистов и постимпрессионистов слишком хрупки для частых путешествий
Пабло Пикассо. «Арлекин и его подружка» («Странствующие гимнасты»). 1901. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, и Михаил Пиотровский, глава Государственного Эрмитажа, поделились подробностями сенсационного межмузейного обмена шедеврами Клода Моне и Поля Сезанна, Пабло Пикассо и Анри Матисса, Поля Гогена и Винсента ван Гога из дореволюционных собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Выставка «Щукин. Биография коллекции» откроется в Москве 18 июня, а «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы» — в Петербурге 20 июня. Затем оба музея обменяются выставками. А в 2020 году собрание Морозова ждут в Париже в Фонде Louis Vuitton, вслед за коллекцией Щукина, показ которой стал рекордным по посещаемости в мире в 2017 году. Андре-Марк Делок-Фурко, внук Сергея Щукина и сокуратор проекта в ГМИИ, подчеркнул, что российская выставка собрания его деда будет отличаться от парижской экспозиции 2017 года, где были по преимуществу знаковые работы. «Это будет совершенно иная выставка, чем в Париже. Только в Москве стало возможно поместить все в соответствующий контекст», — рассказал он.
Марина Лошак уточнила, что проект «Щукин. Биография коллекции», над созданием которого работали сотрудники музея, — «это только сигнал, чтобы поговорить обо всей традиции московского собирательства». Разговор будут вести на примере Сергея Щукина и его братьев, каждый из которых занимался коллекционированием. По ее словам, сотрудники Эрмитажа, параллельно создававшие выставку об Иване Морозове, не сговариваясь с ГМИИ, тоже поняли, что в проекте необходимо рассказать о семье коллекционера. Так что выставка «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы» будет посвящена собранию Ивана и его менее известного брата Михаила, чья коллекция западного искусства сначала была передана в Третьяковскую галерею, потом оказалась в Государственном музее нового западного искусства и, наконец, была разделена между Эрмитажем и Пушкинским музеем.
Пабло Пикассо. «Любительница абсента». 1901. Фото: Государственный Эрмитаж
Перед кураторами проекта, посвященного Щукиным, стояла более трудная задача, ведь сыновей купца Василия Щукина было шестеро и четверо из них, включая знаменитого Сергея, увлекались коллекционированием искусства. Пушкинский музей расскажет обо всех четверых. Помимо Сергея, который сосредоточился на покупке картин импрессионистов и постимпрессионистов, большое значение в истории ГМИИ сыграл Дмитрий — он собирал старых мастеров. Его коллекция легла в основу голландских залов музея. Государственный исторический музей предоставит на выставку экспонаты из собрания Петра Щукина, чья коллекция составляла 40 тыс. предметов и стала важнейшей частью музейной экспозиции. Наконец, на выставке вспомнят и четвертого брата — Ивана. К сожалению, его собрание после смерти владельца было распродано и важного следа в истории русских музеев не оставило. Марина Лошак сказала, что выставка получается огромной — под нее будет отведен весь второй этаж главного здания.
Руководитель Эрмитажа Михаил Пиотровский подчеркнул, что выставки все-таки не одинаковы по подходу и созданный петербуржцами проект о братьях Морозовых столь масштабным не выйдет — он будет более компактным и сосредоточится в основном на шедеврах. Зато на этой выставке будет много сюрпризов и «музейных игр», перекличек. «Мы делаем венок памяти коллекционерам. Коллекции Щукина и Морозова очень разные, и я очень рад, что мы их наконец разделили», — сказал Пиотровский.
Также он заметил, что на этих выставках петербургская и московская части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз, поскольку картины очень хрупки и некоторые из них из-за плохой сохранности в обозримом будущем больше не будут покидать стены музеев.
Андре-Марк Делок-Фурко напомнил, что особняк его деда, в котором коллекция Сергея Щукина впервые была открыта для москвичей, находится совсем рядом (Большой Знаменский пер., д. 8), но сегодня он, увы, недоступен для широкой публики. Марина Лошак добавила: «Нам нужен дом Щукина, который находится в нашем музейном квартале. Нам надо консолидироваться, чтобы он снова стал частью нашей культуры». Она призвала общественность помочь сделать так, чтобы этот особняк из здания Министерства обороны вновь превратился в «дом Щукина».
Пабло Пикассо. «Арлекин и его подружка» («Странствующие гимнасты»). 1901. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, и Михаил Пиотровский, глава Государственного Эрмитажа, поделились подробностями сенсационного межмузейного обмена шедеврами Клода Моне и Поля Сезанна, Пабло Пикассо и Анри Матисса, Поля Гогена и Винсента ван Гога из дореволюционных собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Выставка «Щукин. Биография коллекции» откроется в Москве 18 июня, а «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы» — в Петербурге 20 июня. Затем оба музея обменяются выставками. А в 2020 году собрание Морозова ждут в Париже в Фонде Louis Vuitton, вслед за коллекцией Щукина, показ которой стал рекордным по посещаемости в мире в 2017 году. Андре-Марк Делок-Фурко, внук Сергея Щукина и сокуратор проекта в ГМИИ, подчеркнул, что российская выставка собрания его деда будет отличаться от парижской экспозиции 2017 года, где были по преимуществу знаковые работы. «Это будет совершенно иная выставка, чем в Париже. Только в Москве стало возможно поместить все в соответствующий контекст», — рассказал он.
Марина Лошак уточнила, что проект «Щукин. Биография коллекции», над созданием которого работали сотрудники музея, — «это только сигнал, чтобы поговорить обо всей традиции московского собирательства». Разговор будут вести на примере Сергея Щукина и его братьев, каждый из которых занимался коллекционированием. По ее словам, сотрудники Эрмитажа, параллельно создававшие выставку об Иване Морозове, не сговариваясь с ГМИИ, тоже поняли, что в проекте необходимо рассказать о семье коллекционера. Так что выставка «Великие русские коллекционеры. Братья Морозовы» будет посвящена собранию Ивана и его менее известного брата Михаила, чья коллекция западного искусства сначала была передана в Третьяковскую галерею, потом оказалась в Государственном музее нового западного искусства и, наконец, была разделена между Эрмитажем и Пушкинским музеем.
Пабло Пикассо. «Любительница абсента». 1901. Фото: Государственный Эрмитаж
Перед кураторами проекта, посвященного Щукиным, стояла более трудная задача, ведь сыновей купца Василия Щукина было шестеро и четверо из них, включая знаменитого Сергея, увлекались коллекционированием искусства. Пушкинский музей расскажет обо всех четверых. Помимо Сергея, который сосредоточился на покупке картин импрессионистов и постимпрессионистов, большое значение в истории ГМИИ сыграл Дмитрий — он собирал старых мастеров. Его коллекция легла в основу голландских залов музея. Государственный исторический музей предоставит на выставку экспонаты из собрания Петра Щукина, чья коллекция составляла 40 тыс. предметов и стала важнейшей частью музейной экспозиции. Наконец, на выставке вспомнят и четвертого брата — Ивана. К сожалению, его собрание после смерти владельца было распродано и важного следа в истории русских музеев не оставило. Марина Лошак сказала, что выставка получается огромной — под нее будет отведен весь второй этаж главного здания.
Руководитель Эрмитажа Михаил Пиотровский подчеркнул, что выставки все-таки не одинаковы по подходу и созданный петербуржцами проект о братьях Морозовых столь масштабным не выйдет — он будет более компактным и сосредоточится в основном на шедеврах. Зато на этой выставке будет много сюрпризов и «музейных игр», перекличек. «Мы делаем венок памяти коллекционерам. Коллекции Щукина и Морозова очень разные, и я очень рад, что мы их наконец разделили», — сказал Пиотровский.
Также он заметил, что на этих выставках петербургская и московская части собраний Щукина и Морозова воссоединятся, вероятно, в последний раз, поскольку картины очень хрупки и некоторые из них из-за плохой сохранности в обозримом будущем больше не будут покидать стены музеев.
Андре-Марк Делок-Фурко напомнил, что особняк его деда, в котором коллекция Сергея Щукина впервые была открыта для москвичей, находится совсем рядом (Большой Знаменский пер., д. 8), но сегодня он, увы, недоступен для широкой публики. Марина Лошак добавила: «Нам нужен дом Щукина, который находится в нашем музейном квартале. Нам надо консолидироваться, чтобы он снова стал частью нашей культуры». Она призвала общественность помочь сделать так, чтобы этот особняк из здания Министерства обороны вновь превратился в «дом Щукина».
Комментариев нет:
Отправить комментарий