Почему картины «отца армянской живописи» дважды побывали в огне: Виражи судьбы Мартироса Сарьяна




Биография «отца современной армянской живописи», Мартироса Сарьяна, полна неожиданных поворотов. На его долгую жизнь пришлись и войны, и революции, его работы изымались из музеев и получали премии и медали, он помогал жертвам репрессий и совершил переворот в культурной жизни Армении… И даже его живописная манера всегда оказывалась на стыке, казалось бы, несовместимого – национального искусства и модернистских экспериментов.


Художник в почтовой конторе




Весна. Сказки и сны.

Мартирос Сарьян родился в городке Нахичевань-на-Дону. Родители его были простыми земледельцами, а предки – выходцами из Ани, древней столицы Армении. В семье было восемь детей. Однако, несмотря на трудности, художник отдавал должное детским годам, проведенным в степи, залитой солнцем – именно эти впечатления легли в основу его узнаваемого творческого почерка. Он любил рисовать с ранних лет. Устроившись на работу в почтовую контору, Сарьян не забыл о своем увлечении, делал наброски в каждую свободную секунду – и судьба (в лице старшего брата, главы семьи после смерти отца) свела его со студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, который подготовил его к поступлению – вполне успешно.




Домик.

В Москве Сарьян постигал тайны живописного мастерства под руководством знаменитых художников – Константина Коровина и Валентина Серова, Исаака Левитана и Виктора Васнецова. Он открывает в себе талант портретиста, пишет пейзажи Кавказа. Как акварелист, он был постоянным участником выставок художников-символистов, в частности, «Голубой розы», ставшей ключевым событием для развития отечественной символистской живописи.


Странствия




Пейзаж. Туркмения.

Все тот же старший брат поддержал его финансово – и вот Мартирос Сарьян уже отправляется исследовать родину предков, искать корни. Он объездил Лори и Ширак, побывал в Ани и Эдчмиадзине, Ахпате и Санаине, Ереване и на Севане. Он возвращался туда неоднократно, находя все новые и новые ракурсы, оттенки, мысли и – живое отражение собственных фантазий. Тянуло его и в дальние страны – в Египет и Персию. Первая мировая война помешала ему посетить Японию и Индию.




Финиковая пальма. Идущая женщина.




Цветы Севана.




Пейзажи Мартироса Сарьяна.

В своих странствиях он пишет яркие, сказочные картины с узнаваемым «восточным» колоритом, близкие по стилю французским фовистам, но скорее иллюстративные, сказочные, невероятно смелые по цветовой палитре, композиции и ритмическому строю. Акварель он меняет на темперу, как нельзя лучше отвечавшую его новой художественной манере. В 1910-е он принимал участие в выставках в Риме, в Мальмё и в Лондоне.


Любовь всей жизни




Глицинии.

Мартирос Сарьян на протяжении всей своей долгой жизни оставался не только творцом, но и ярким общественным деятелем. Во время Первой мировой войны он активно участвовал в работе Армянского этнографического общества. В 1915 году он занимался организацией помощи армянам, покинувшим Оманскую империю после погромов и репрессий. Художник привозил медикаменты в Эчмиадзин, помогал деньгами, но ощущал, что его вклад удручающе мал на фоне огромного человеческого горя. Этот труд требовал от него душевных сил сверх возможного; по настоянию друзей художник, чье душевное здоровье сильно пошатнулось (многие волонтеры сегодня прекрасно поняли бы его состояние) отправился в Тифлис.




Портрет Лусик.

Эта поездка стала для него судьбоносной: в Тифлисе Сарьян встретил свою будущую жену, музу и любовь всей жизни, Лусик – дочь известного писателя, Газароса Агаяна. Умная, яркая, деятельная и – взрослая. Она преподавала в женском училище. После первой встречи Мартирос и Лусик больше не расставались, а скоро обвенчались в маленькой сельской церкви, тихо и скромно. На протяжении всей жизни Сарьян писал ее – и всякий раз открывал новые грани ее красоты и внутренней силы.


После революции




Октябрь в Ереване.

Еще в 1916 году, сотрудничая с журналом «Мир искусства», Сарьян познакомился с несколькими соотечественниками, вместе с которыми основал «Товарищество армянских художников». Вернувшись после Октябрьской революции в Ереван по приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении вместе с супругой, двумя сыновьями и старшим братом, он продолжил работу над созданием культурных институций в Армении – играл ведущую роль в создании Музея археологии, Музея изобразительного искусства, Музея истории и этнографии, а также Комитета по охране памятников старины. В 1924 году он представил свои работы в Италии, а затем (благодаря Игорю Грабарю) в США, после чего получил от правительства Советской Армении звание Народного художника, дом и студию, спроектированную в соответствии с его требованиями.




Гора Арагац.

В 1926 году Сарьян лично посетил Париж и провел там три года, получив высокую оценку от местных критиков (и все это время не переставал писать Лусик письма, полные любви и благодарности – она взяла на себя все заботы о семье, пока муж был в отъезде). И тут произошло одно из самых трагичных событий в его творческой биографии – во время пожара на борту парохода погибли почти все его работы, принимавшие участие в парижских выставках. В 1937 году картины Мартироса Сарьяна вновь пострадали – но уже от человеческих рук. Художник, известный, обласканный властью, на пике своей карьеры, был обвинен в формализме, и портреты культурных и политических деятелей, написанные им, были сожжены. Однако Сарьян избежал репрессий, в это время он трудился над огромным заказом, масштабным панно для выставки советского искусства во Франции.
Однако критику художник переживал тяжело – например, уже собственноручно пытался уничтожить одну из своих работ 1910-х годов – «Большой восточный натюрморт». Ученики помешали ему это сделать, картина была восстановлена, хотя на холсте сейчас видны следы надрывов – будто шрамы. Но работать Сарьян не переставал никогда – каким бы ни было отношение к нему власти.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220823/56740/

Комментариев нет:

Отправить комментарий