Какая тайна связана с Троном Ватикана в соборе Святого Петра: Святая реликвия католической веры




Знаменитую бронзовую Кафедру, Престол апостола Петра или Трон Ватикана создал Джан Лоренцо Бернини. В оконном проёме парит голубь, как символ Святого Духа, указывающий дорогу последователям Христа, а в расходящихся золотых лучах - сонмы ангелов. Бернини превзошёл самого себя, объединив в этом творении скульптуру, архитектуру и изобразительное искусство. Этот шедевр стал не только вершиной творчества мастера Лоренцо и неким апофеозом искусства барокко, но и одной из важнейших католических святынь. Что такого важного в этом троне Ватикана и какая за ним стоит история?


Что представляет собой Кафедра Святого Петра Джан Лоренцо Бернини

Кафедра Святого Петра работы Джан Лоренцо Бернини – это святая реликвия католической веры, которая находится в знаменитом соборе Святого Петра в Ватикане. Этот трон Ватикана должен быть престолом, принадлежащим святому апостолу Петру, фигуре, которую католическая церковь считает первым Папой. После смерти Иисуса Христа он стоял у истоков первой дораскольной христианской церкви. По преданию эта кафедра якобы принадлежала ему.




Собор святого Петра в Ватикане.

Как и в случае со многими святыми реликвиями по всему миру, историчность этого конкретного кресла довольно сомнительна. Сам стул, предположительно, может относиться к ранним годам 1 века нашей эры, а вот остальное было изготовлено между 1647 и 1653 годами знаменитым художником и скульптором Джан Лоренцо Бернини. Кресло Бернини не создавал, иначе кафедра не была бы святой реликвией.

По словам папы Бенедикта XVI, кресло святого Петра работы Джан Лоренцо Бернини должно было стать символом объединения христианской веры во главе с апостолом Петром и теми, кто последует за ним. Однако, поскольку это обычно считается католической реликвией, а не реликвией, обязательно почитаемой остальными конфессиями христианской веры, то это может быть не так уж и точно.




Главный алтарь и балдахин собора Святого Петра. Алтарь кафедры Святого Петра на заднем плане.

Фактическое местонахождение первого папского престола находится в апсиде базилики Святого Петра, которая находится за главным алтарем. Он также виден из нефа церкви, так как представляет собой большую конструкцию, являющуюся частью массивного ограждения, покрывающего большую часть стены, на которой он установлен. Такое расположение позволяет ему выглядеть особенно величественно и служить напоминанием об авторитете Папы и католической церкви.




Купол Собора святого Петра.


История кафедры Святого Петра Джан Лоренцо Бернини

Подлинность стула историки подвергают сомнению. Первый папский трон перешёл во владение Ватикана через императора Карла Лысого. Он передал его церкви и, в частности, тогдашнему папе Иоанну VIII в 875 году нашей эры. Карл Лысый был внуком Карла Великого, первого из императоров Каролингов и одного из самых успешных правителей средневековой Европы.




Карл Лысый. Художник: Шарль де Штойбен (ок. 1840 г.).


Кресло было передано Ватикану в знак уважения и почтения к церкви. Главная проблема состоит в том, что об истории этого стула до момента, когда было сделано это пожертвование, не известно абсолютно ничего. Если это действительно стул апостола Петра, то как он оказался у Карла Лысого? Он переходил в семье по наследству или был где-то куплен? Теорий на этот счёт существует множество, но ни одна из них не имеет никакого основания и подтверждения.



Некоторое время кресло служило папам верой и правдой, но потом было заключено в блистательный футляр из бронзы. После того, как Бернини превратил его в шедевр искусства, стул стал почитаться как святая реликвия. Каждый год 22 февраля он освящается в честь праздника Кафедры Святого Петра. Такова нынешняя функция этого знаменитого трона.

Во второй половине 20 века Кафедру Святого Петра реставрировали. Во время работы эксперты провели анализы стула, предположительно принадлежавшего апостолу. Учёные выяснили, что древесина его датируется самое раннее — 6 веком. Учитывая, что апостол Пётр жил и умер в 1 веке — это кресло ему принадлежать никак не могло.




Интерьер базилики святого Петра.


Житие святого апостола Петра

Симон (так звали Петра до встречи со Христом) был рыбаком и набожным евреем. Когда его призвал Иисус Христос, он последовал за ним и стал его учеником, вместе с 11 другими избранными людьми, которые впоследствии были наречены апостолами. Иисус дал Симону новое имя — Кифа или Пётр, что значит «камень». Господь сказал ему: «Ты — Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Евангелие от Матфея 16:18).




Апостол Петр. Художник: Джузеппе Ногари (1743 г.).

После распятия Иисуса Христа, Пётр вместе с другими учениками стал проповедовать Евангелие, как завещал ему Господь. Он много путешествовал. Дальше начинаются предания. Якобы апостол Пётр, создав первую римскую христианскую общину, стал первым епископом Рима (также известным как Папа). Перед своим арестом он назначил преемника. После этого был казнён Нероном. Пётр счёл недостойным себя чести быть распятым как Господь Иисус и его прибили ко кресту вниз головой. Кстати, именно поэтому перевёрнутый крест называется Крестом Святого Петра и используется Ватиканом для обозначения папы. Из-за этого этот символ стал ассоциироваться с сатанизмом и оккультизмом.

Предполагаемое место захоронения святого апостола Петра послужило местом, на котором позже была возведена базилика, названная в его честь. Такова была жизнь одного из первых лидеров христианской церкви.


Шедевр Джан Лоренцо Бернини

Предполагаемое кресло апостола Петра представляет собой деревянный стул, обитый тканью, с отделкой из слоновой кости и металлическими кольцами. Бернини превратил его в грандиозную скульптуру. Само кресло, из-за его огромного возраста, необходимо было сохранить, поскольку древесина имеет тенденцию быть довольно восприимчивой к старению. Стул был полностью покрыт позолоченной бронзой.




Главный алтарь и балдахин собора Святого Петра.

Корпус был спроектирован и изготовлен Джан Лоренцо Бернини. Общая форма покрытия чем-то напоминает стул, но уже весьма отдалённо. Корпус выполнен в виде завитков и удерживается в воздухе четырьмя большими бронзовыми фигурами. Изображённые фигуры включают святых Амвросия, Августина, Иоанна Златоуста и Афанасия. Поскольку эти фигуры принадлежат к разным христианским традициям, они должны отражать универсальность церкви. В корпусе также используются бронзовые лучи, расходящиеся наружу и создающие контрастный эффектный образ движения. Загадочности и без того замысловатому дизайну придаёт игра света и тени, создающаяся витражами.


Создатель великого шедевра

Джан Лоренцо Бернини был знаменитым художником и скульптором. Он родился в 1598 году и пошёл по стопам своего отца, который также был скульптором. Вместе они работали над некоторыми из его ранних работ в Риме, но вскоре Лоренцо намного превзошёл своего родителя и приобрёл репутацию величайшего из мастеров своего дела. У него заказывали изделия восемь разных пап, а также влиятельные кардиналы и высшая аристократия.




Джан Лоренцо Бернини, автопортрет, 1623 г.

Самыми известными его работами являются: знаменитый Фонтан Четырёх Рек и балдахин в базилике святого Петра. Произведения Бернини можно найти по всему Риму, и они стали одними из самых известных образцов барочной скульптуры в мире.


Чем сегодня является Трон святого Петра

Кресло Святого Петра работы Джан Лоренцо Бернини сегодня используется преимущественно по символическим причинам. Оно находится в апсиде базилики Святого Петра за главным алтарём и, следовательно, является частью сооружения в целом. Оно больше не используется для сидения. Сейчас это важная часть литургической традиции католической церкви и весьма ценный исторический артефакт, хотя он и не принадлежал апостолу Петру.



В традиционных христианских конфессиях часто придают предметам гораздо большее значение, чем они того стоят. Господь Иисус же учил, что нельзя поклоняться творению вместо Творца...
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/240823/57207/

Комментариев нет:

Отправить комментарий