Джоаккино Россини в период сочинения «Елизаветы» и «Севильского цирюльника», 1815-1816 гг.
Не многие композиторы при жизни достигали такой всемирной славы, как Джоаккино Россини.
Однако его жизненный путь далеко не был украшен цветами и почетными
лаврами. Прежде чем великий немецкий поэт Гейне назвал его «солнцем
Италии», а Пуччини провозгласил Орфеем, композитор пережил не одну
минуту разочарования и непонимания современников.
Детство Россини протекало на фоне сложной и противоречивой
исторической эпохи. Вторжение в Италию армии Наполеона, казавшееся
поначалу долгожданным предвестником ее освобождения от деспотических
правителей, обернулось для страны французской оккупацией. В свою
очередь, австрийские власти пытались отвоевать у Франции раннее
принадлежавшие ей владения. Летом 1799 года пала Римская республика,
вскоре феодальная контрреволюция победила во всей Италии. Австрийские
завоеватели возбудили жестокие преследования тех, кто приветствовал
революцию. Среди подозреваемых в революционных побуждениях оказался отец
восьмилетнего Россини. Он был арестован и провел в тюрьме около десяти
месяцев. В 1800 году вернувшийся Бонапарт освободил политических
узников, и Джузеппе Россини смог вернуться к семье.
Дом, где родился Джоаккино Россини.
Родители
будущего композитора горячо любили музыку. Сам Джузеппе,
профессиональный трубач, работал в городском оркестре. Его жена Анна
обладала чудесным голосом и, хотя никогда не училась, прекрасно пела по
слуху. Через несколько лет оба они вступили в бродячую оперную труппу,
где Джузеппе стал валторнистом, а Анна - исполнительницей главных ролей в
комических операх.
Младший Россини слышал музыку не только дома. В его родном городке
Пезаро она звучала повсюду. Поэтому для его родителей было естественным
решением обучать мальчика основам музыки. Первые занятия - с французским
монахом -не принесли результата. Джоаккино был веселым, подвижным
мальчиком и любил всяческие проказы. Тогда его отправили в Болонью,
город старинной музыкальной культуры, где одновременно с другими
предметами Россини брал уроки игры на спинете. Однако отсутствие
родительского присмотра сказалось на его успехах: мальчик не получил
прочных знаний и привык бездельничать.
Его занятия с музыкой стали более серьезными только в 1802 году,
когда Джоаккино начал брать уроки у священника Джузеппе Малерби. К этому
времени семья Россини переехала в небольшой городЛуго. Обратив внимание
на редкий певческий дар мальчика, унаследованный им от матери, Малерби
зачислил ученика в Певческую школу.
Джоаккино Россини.
Портрет работы Винченцио Камучини.
Дом Россини в Болонье.
По-настоящему систематичными и глубокими музыкальные занятия стали
около 1804 года, когда семья обосновалась в Болонье. Город славился
тремя оперными театрами, инструментальной капеллой, музыкальным лицеем и
несколькими так называемыми музыкальными
«Вильгельм Телль», III акт. Большой театр, 1944 г. академиями (научно-концертными музыкальными обществами).
Попав в плодородную музыкальную почву, талант Джоаккино начал
стремительно расти. Он быстро овладел игрой на альте, скрипке, чембало и
спустя некоторое время начал выступать в качестве певчего в церквах и
соборах Болоньи. На необычайный певческий дар Россини сразу обратили
внимание. Ему прочили славу одного из лучших певцов Италии. Юного
музыканта начали приглашать для управления хором или сопровождения
оперных речитативов на чембало в болонские театры. Воодушевленный
успехами сына, Джузеппе Россини пригласил для занятий с ним итальянского
тенора Маттео Бабини, который в короткие сроки раскрыл Джоаккино
секреты вокального мастерства.
Уже в четырнадцатилетнем возрасте Россини был избран членом Болонской
филармонической академии. В то же время он поступил в Болонский
музыкальный лицей. Здесь Россини начал заниматься в классе виолончели у
Винченцо Каведанья. Однако мечта стать знаменитым певцом соперничала в
нем с непреодолимым желанием сочинять. Неожиданно ему представился
случай написать оперу для странствующей оперной труппы. Он с энтузиазмом
принялся за создание арий, квартетов, дуэтов, которые спустя несколько
лет были объединены в оперу «Деметрио и Полибио». Несмотря на
существенные недостатки, в ней была очевидна свежесть мелодий,
очаровавших слушателей.
«Золушка». Ла Скала, 1953 г.
В течение двух лет после окончания лицея Россини сочинил восемь опер.
Тем не менее трудные условия работы накладывали на его ранние оперы
печать торопливости, незавершенности.
Начало творческого пути композитора совпало с последними годами
господства Наполеона в Италии. По всей стране вспыхивали восстания,
жестоко подавляющиеся французскими наместниками. В недрах Италии
поднималось и крепло освободительное движение. Именно в это время
Россини получил возможность написать оперу на героико-патриотический
сюжет, основанный на трагедии Вольтера «Танкред». Россини ввел в оперу
хор, обогатив ее массовыми сценами. Он развил речитативные сцены, сделав
более выразительной партию оркестра. Несмотря на сдержанный прием
публики, обескураженной новшествами музыки, успех оперы постепенно
возрастал и достиг полного триумфа. Под впечатлением прослушанного
«Танкреда» французский писатель Стендаль с удивлением заметил: «В Италии
живет человек, о котором говорят больше, чем о Наполеоне; это -
композитор, которому нет еще и двадцати лет».
Опера «Танкред» ознаменовала начало оперной реформы в Италии и предвосхитила зарождение новой оперной школы.
Поражение наполеоновской армии не принесло Италии долгожданной
свободы. На смену французам пришли австрийцы, восстановившие феодальный
строй в стране. В наступившей атмосфере угнетения оперный театр стал
некой отдушиной для итальянцев. Средствами музыки и оперного сюжета
высмеивались ненавистные итальянскому народу деспотизм и унижение.
Джоаккино Россини.
Портрет работы Франческо Хейза, 1870 г.
«Севильский цирюльник», III акт. Театр имени К.С. Станиславского, 1933 г.
Талант Россини в это время достиг поры расцвета. Сотрудничая с
театрами Неаполя и Рима, он написал оперы «Елизавета, королева
Английская», «Торвальдо и Дорлиска» и «Севильский цирюльник». С
последней из них связаны интересные факты.
Опера на сюжет французского драматурга Бомарше уже существовала, и
очень неплохая. Ее написал предшественник Россини - Паизиелло. Таким
образом, молодой Россини как бы вступал в соревнование с маститым
композитором.
Сюжет оперы построен на конфликтном противостоянии двух сторон -
молодых влюбленных Розины и графа Альмавивы, которым помогает ловкий
цирюльник Фигаро и старого доктора Бартоло, опекуна Розины,
рассчитывающего на ней жениться. Само либретто и музыка оперы стали
настоящим шедевром. Вокальные партии героев восхищают свежестью
интонаций, ритмической гибкостью и певучестью мелодики.
«Севильский цирюльник». Генуя, 1876 г.
Из оперных полотен следующих лет наиболее значительны «Золушка»
(1816), нареченная «веселой драмой» и реалистическая музыкальная драма
«Сорока-воровка» (1817) по мотивам одноименной мелодрамы французских
писателей. В основе сюжета - случай из реальной жизни. В одном
провинциальном городке Франции в краже серебряного столового прибора
заподозрили бедную служанку. Ее осудили и казнили. А после ее гибели
выяснилось, что прибор стащила сорока... Финал в опере Россини -
счастливый, чего требовала итальянская традиция.
Сочиняя увертюру, композитор впервые связал ее музыкальный материал с
основными темами оперы. Медленное вступление, выдержанное в характере
торжественного марша (намек на счастливую развязку) сменяется быстрой
частью, построенной на мелодии из партии главной героини в ее последнем
дуэте. На премьере опера произвела настоящий фурор! По свидетельству
Стендаля, спектакль постоянно прерывался восклицаниями публики:
«Браво, маэстро! Да здравствует Россини!».
Изабелла Кольбран.
Опера «Моисей в Египте» - новый этап в творческом пути композитора.
Она свидетельствует о решительном повороте к народно-героической
тематике. Идею освобождения порабощенного израильского народа из-под
египетского гнета итальянцы восприняли как собственную печальную
историю. Патриотический накал публики на премьере достиг апогея.
Конечно, многие оперы Россини были довольно слабыми и
малозначительными вследствие большого количества заказов и необычайно
коротких сроков, в которые композитор создавал эти произведения. Однако
влюбленные в его музыку итальянцы это прощали.
Карикатура из журнала "Le Hanneton" от 4 июля 1867 года (Франция). Автор рисунка - X. Майли.
На протяжении многих лет Россини связывала тесная дружба с гениальным
итальянским скрипачом Паганини. Они периодически встречались,
поддерживая творческие шаги друг друга. Каждый из них искренно
восхищался искусством другого. Однажды Паганини заменил заболевшего
оперного маэстро Апполо за пультом, продирижировав тремя первыми
представлениями оперы «Матильда ди Шабран». В свидетельство крепких
дружеских отношений он сочинил множество скрипичных вариаций на мелодии
из опер Россини.
Объехав всю Италию с постановками оперных спектаклей, Россини начал
выступать за пределами родины. Первым пунктом стала Вена, прославившаяся
как один из музыкальных центров Европы. Здесь состоялась женитьбы
Россини на замечательной певице, одной из лучших исполнительниц его
главных оперных партий - Изабелле Кольбран. Блестящие постановки в
Венском оперном театре побудили Россини попытать счастья в британской
столице. Незадолго до поездки композитор закончил новую оперу
«Семирамида» по сюжету одноименной трагедии. Воплощающая характерные
принципы оперной драматургии Россини, она была последней оперой,
написанной м в Италии.
Задержавшись ненадолго в Париже и снискав благосклонность тамошней
публики, Россини приехал в Лондон пробыл там более полугода, проведя
огромное количество концертов и оперных постановок.
В последние годы жизни композитор курсирует между Парижем и родиной.
Занимая пост музыкального руководителя Итальянского оперного театра в
Париже, Россини сделал поразительную карьеру. Достигнув звания
генерального инспектора пения и композитора его величества.
Не менее значительны его «парижские»оперы-«ОсадаКоринфа», «Граф Ори» и
«Вильгельм Телль», ставшая итоговой вершиной творческого пути Россини. В
основу либретто положен легендарный сюжет об отважном и гордом стрелке
Вильгельме Телле, возглавившем народное восстание против австрийских
поработителей. Монументальная четырехакто-вая структура, множество
массовых народных сцен, пронизывающих оперу, ярко очерченные характеры
действующих лиц, героико-патриотическое настроение - такова оперная
партитура «Вильгельма Телля».
Памятник Россини в Пезаро, 1864 г.
В создание этой оперы Россини вложил всю душу. Тем сильнее были его
разочарование и горечь, когда основная масса буржуазно-аристократической
публики отнеслась к ней довольно холодно. Идея народного восстания,
открыто высказанная в опере, заставила многих насторожиться. Вдобавок ко
всему дирекция театра начала давать оперу в урезанном виде, сократив ее
до единственного II акта.
Россини не смог справиться с неудачей своего лучшего детища. Рана,
нанесенная композитору, была слишком глубока. Надломленный душевными
переживаниями, он оставил карьеру оперного композитора и вернулся в
Болонью. В это время композитору было всего тридцать семь лет! Как
следствие его разрыва с оперой, произошел конфликт Россини с Кольбран, в
результате чего они расстались. Последний периоджизни композитора
поддерживала вторая жена маэстро - Олимпия Пелиссье, ставшая для него
преданным другом.
На протяжении тридцати восьми последующих лет Россини только изредка
брался за перо, создавая небольшие духовные произведения, вокальные
пьесы и фортепианные миниатюры. Последние тринадцать лет жизни
композитор провел на своей вилпе в предместье Парижа. В 1887 году, после
смерти, его перевезли в Италию и погребли во Флоренции рядом с могилами
Микеланджело и Галилея.
Надгробный памятник Россини в церкви Санта Кроне во Флоренции.
Автограф Джоаккино Россини, 1817 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий