Дата рождения: 1907
Дата смерти: 2006
Место рождения: Ленинакан
Народный художник Армянской ССР (1965). Училась в Ереванском художественно-промышленном техникуме (1926-28) у С. А. Аракеляна и С. М. Агаджаняна, в московском Вхутеине (1928-30) у К. Н. Истомина и др., в ленинградском Институте пролетарских изобразительных искусств (1930-32) у К. С. Петрова-Водкина, А. И. Савинова. Представитель армянской школы декоративного натюрморта ("Армянский натюрморт", 1955, ГТГ; "Горная симфония Армении", 1976, собственность художника); автор пейзажей, портретов, тематических картин, декоративных изделий из керамики; оформитель театральных спектаклей и цирковых представлений.
Асламазян — представитель армянской школы декоративно-плоскостного натюрморта («Армянский натюрморт», 1955, «Цветущий красный кактус», 1957, — оба в Третьяковской галерее), автор тематических картин («Возвращение героя», 1943, «Песнь героя», 1944, «Мать-героиня», 1949, — все в Картинной галерее Армении, Ереван), портретов.
Выставки
С 1935 года участвовала в выставках, с 1950 – в международных.
Персональные выставки: 1970, 1978, 1981 – Москва, 1971, 1974 – Ереван.
Достижения, звания и награды
народный художник Армянской ССР (1965)
Лауреат международной премии имени Джавахарлала Неру
Лауреат премии им. Г.А. Насера
Дата смерти: 2006
Место рождения: Ленинакан
Народный художник Армянской ССР (1965). Училась в Ереванском художественно-промышленном техникуме (1926-28) у С. А. Аракеляна и С. М. Агаджаняна, в московском Вхутеине (1928-30) у К. Н. Истомина и др., в ленинградском Институте пролетарских изобразительных искусств (1930-32) у К. С. Петрова-Водкина, А. И. Савинова. Представитель армянской школы декоративного натюрморта ("Армянский натюрморт", 1955, ГТГ; "Горная симфония Армении", 1976, собственность художника); автор пейзажей, портретов, тематических картин, декоративных изделий из керамики; оформитель театральных спектаклей и цирковых представлений.
Асламазян — представитель армянской школы декоративно-плоскостного натюрморта («Армянский натюрморт», 1955, «Цветущий красный кактус», 1957, — оба в Третьяковской галерее), автор тематических картин («Возвращение героя», 1943, «Песнь героя», 1944, «Мать-героиня», 1949, — все в Картинной галерее Армении, Ереван), портретов.
Выставки
С 1935 года участвовала в выставках, с 1950 – в международных.
Персональные выставки: 1970, 1978, 1981 – Москва, 1971, 1974 – Ереван.
Достижения, звания и награды
народный художник Армянской ССР (1965)
Лауреат международной премии имени Джавахарлала Неру
Лауреат премии им. Г.А. Насера
В детстве
Мариам Аршаковна мечтала стать врачом и всячески готовила себя к этой
профессии. Попутно обучалась в художественной школе в своем родном
Ленин-
акане. Увлеклась живописью. Долгое время находилась на
распутье. И когда подслушала мнения своих учителей, что у нее
несомненный живописный дар, все сомнения кончились. Живопись стала ее
жизнью, ее судьбой. Она поступает в Ереванское
художественно-промышленное училище, а в 1928 году поступила в московский
Вхутеин. Но вскоре ее оттуда исключают как "социально чуждый элемент" -
ее отец когда-то владел мельницей. Хождения по многочисленным
чиновничьим кабинетам ничего не дали. "Спасла меня Крупская", -
вспоминает Мариам Аршаковна. Какими-то почти нелегальными путями она
добилась приема, была внимательно выслушана - и все проблемы сразу же
были решены. Ей даже выдали стипендию. Потом, уже в Ленинграде, в
Институте пролетарского изобразительного искусства, она окончила
аспирантуру.
"Развалины церкви Артаваздик". 1956 г. |
Среди ее учителей были выдающиеся художники - К. Петров-Водкин,
А.Древин, Н.Удальцова, В.Фаворский, С.Герасимов, А.Гончаров... Но они
выучили ее основам мастерства, не оказав существенного влияния на
формирование стилистики и живописного языка. Источником же ее
вдохновения была Армения. "Я люблю свою Армению, - говорила она, - ее
природу, ее воздух, ее музыку, ее людей. Меня часто упрекают, что я
изображаю Армению слишком красочно. Но я вижу свою страну именно такой -
звучной, светоносной, радостной".
Поэтому своим истинным
учителем она считает Мартироса Сарьяна, хотя непосредственно у него не
училась. "В полотнах Сарьяна, - утверждает Мариам Аршаковна, - было
живое чувство красоты мира... Я объездила всю Армению и увидела, что
Сарьян очень правдив, что он изображает нашу страну такой яркой, такой
красивой. Я вижу ее такой же. Этому я научилась у Сарьяна".
Учиться у Сарьяна ей было легко и естественно, ибо она была
прирожденным, как говорится, от Бога, живописцем. Жила, мыслила и
чувствовала цветом, цветом и в цвете воспринимала мир. Ярким, мощным,
темпераментным и всеобъемлющим цветом. Общепринятые живописные каноны ей
мешали, она рвалась на простор, чтобы выразить ширь и глубину
человеческих чувств, настроений и ощущений, которые ее переполняли.
Переполняли радостью, светозарностью, праздничностью.
Она
воспевала красоту и гармонию жизни, почему, быть может, она и не в
"моде" в наше смутное, тревожное и переломное время. Но она современна в
самом высоком и вневременном смысле. У нее почти нет грустных,
драматических сюжетов. Разве только о Великой Отечественной войне она
написала скорбное "Письмо с фронта". Но в эти же военные годы создает
такие жизнерадостные полотна, как "Возвращение героя", "Песня героя",
"Свадьба героя", яркие и сочные цветовые натюрморты.
Но,
конечно же, Мариам Асламазян не замыкалась в своем творчестве только на
Армении. Она много ездила по Советскому Союзу. Вспомним хотя бы ее
роскошные "Русские натюрморты" или "Сказочный хоровод". Посетила Мариам
Асламазян и многие другие страны. Особенно она любит Восток.
Рассказывает: "Восток более всего близок моему творчеству. С него
начиналась человеческая цивилизация, человеческая культура. И на Востоке
более всего сохранились истинные народные корни, народные традиции и
обычаи. Европейские же страны, США меня совершенно не интересуют..."
В Индии, например, Асламазян была много раз. Хорошо была знакома с
Индирой Ганди. Индийская тема занимает большое место в ее творчестве.
Поэтому из многочисленных своих премий и наград более всего дорожит
премией Дж. Неру.
Искусство Мариам Асламазян разнообразно и по
темам, и по жанрам. Это композиционно-сложные картины, пейзажи, портреты
- особенно любит писать стариков и женщин. "Многих удивляет мое
пристрастие к старикам. Но я вижу за этими спокойными лицами, за этими
усталыми руками разные судьбы. Я вижу простую и трудную жизнь и большую
человеческую мудрость, побеждающую и невзгоды, и разочарования". И еще:
"Я много пишу женщин. Я думаю, что все, к чему прикасается женщина,
делается возвышенным и привлекательным".
Пишет она городские и
сельские виды. Занималась оформлением театральных постановок и цирковых
программ. Работала над монументальными росписями - вместе со своей
сестрой Ерануи, также известной художницей, украсила павильон Армении на
ВДНХ, Музей землеведения в МГУ, ресторан "Арарат" в Москве. Серьезно
увлеклась керамикой и создала прекрасные произведения, за что получила
диплом Художественного фонда СССР.
Но более всего она любит
натюрморт. И в этой своей привязанности вновь перекликается с Сарьяном. В
натюрморте особенно проявился ее живописный дар - цветоносный размах,
глубина восприятия жизни и радостей бытия, свежесть палитры,
композиционная монументальность.
Всю свою жизнь она отдала
живописи. Она долго не выходила замуж и не хотела иметь детей, чтобы они
не отвлекали ее от живописи. Лишь в 60 лет соединилась браком с
человеком, который добивался этого тридцать лет - с Гургеном Аватесяном,
профессором Тимирязевской академии. Счастливо прожила с ним 22 года -
ее муж умер в 1984 году. Сильной ее привязанностью была сестра Ерануи
(Еран). Одна из лучших ее картин, считаю, "Я и Еран в зеркале".
- Геворк Башинджагян. Армянская живопись
- Вардгес Суренянц. Армянская живопись
- ТЕРЛЕМЕЗЯН Фанос (Панос) Погосович
- Агаджанян Степан Меликсетович
- Егише Тадевосян
- Шаин Эдгар Петросович
- Мартироса Сарьяна (1880 - 1972)
- Аракелян Седрак Аракелович (1884 - 1942)
- Коджоян Акоп Карапетович 1883-1959
- Александр Бажбеук-Меликян (1891-1966)
- Седрак Тигранович Рашмаджян
- Ваграм Мкртичевич Гайфеджян (Кайфеджян) 1879—1960
- Абегян Мгер Манукович 1909-1994
- Налбандян Арпеник Аршаковна
- Минас Аветисян (1928 – 1975)
- Каленц Арутюн
- Овсеп Пушман
- Григор Сепухович ХАНДЖЯН
- Гарзу (Гарник Зулумян)
- Жансем (Ованес Семерджян)
- Мариам АСЛАМАЗЯН
Еще несколько шедевров художницы в галерее АртПанорама.
ОтветитьУдалитьhttp://www.artpanorama.su/index.php?category=artist&id=191&pid=2864&show=middle&navid=191&navact=artist&right=no